96 отношения к окружающему миру. «История о Человеке, который Делает Орудия, рассказывает о том, как «человек создает себя», превращая природу в культуру»83 . Содержание этой деятельности составляют целесообразные изменения и преобразования мира на основе имеющихся культурных навыков. Различные компоненты системы деятельности не существуют изолированно друг от друга, скорее они постоянно конструируются, восстанавливаются и преобразуются как продукт и причина человеческой жизни. Выдающийся западный культуролог Э. Хатчинс, пытаясь интегрировать множественные определения культуры, следующим образом переосмысливает связи между деятельностью, общением и культурой: «Культура – адаптивный процесс, аккумулирующий частичные решения часто встречающихся проблем… Культура – это процесс человеческого познания, протекающий как внутри, так и вне человеческой психики. Это процесс, в котором участвуют наши повседневные культурные практики»84 . Культурно-досуговая деятельность обладает значительным влиянием на процессы, происходящие в обществе: а) производство новых знаний, норм, ценностей; б) накопление, хранение и распространение знаний, норм и ценностей; в) создание условий для процесса воспроизводства и передачи духовных ценностей; г) функция коммуникации; д) социализация подрастающего поколения; е) рекреативная функция85 . Среди основных причин проявления социальной активности в молодежной среде Е.А. Погонина выделяет три типа мотивов приобщения к общественно значимой деятельности: 83 Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997. С.137. 84 Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997, с. 87. 85 Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: Теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие. М., 1994. С.80. |
в обществе отличается от поведения в животном мире, так как определяется не биологическими законами, а исторически выработанными социокультурными программами. Наличие этих программ позволяет говорить о переходе от поведения как системы действий, направленных на поддержание биологического существования в рамках своей экологической ниши, к деятельности как специфически человеческой форме активного отношения к окружающему миру. «История о Человеке, который Делает Орудия, рассказывает о том, как «человек создает себя», превращая природу в культуру» [94, С. 137]. Содержание этой деятельности составляют целесообразные изменения и преобразования мира на основе имеющихся культурных навыков. Различные компоненты системы деятельности не существуют изолированно друг от друга, скорее они постоянно конструируются, восстанавливаются и преобразуются как продукт и причина человеческой жизни. Выдающийся западный культуролог Э. Хатчинс, пытаясь интегрировать множественные определения культуры, следующим образом переосмысливает связи между деятельностью, общением и культурой: «Культура —адаптивный процесс,щ аккумулирующий частичные решения часто встречающихся проблем ... Культура это процесс человеческого познания, протекающий как внутри, так и вне человеческой психики. Это процесс, в котором участвуют наши повседневные культурные практики» [ 94, С. 153]. Социальная деятельность обладает значительным влиянием на процессы, происходящие в обществе: а) производство новых знаний, норм, ценностей; б) накопление, хранение и распространение знаний, норм и ценностей; в) создание условий для процесса воспроизводства и передачи духовных ценностей; г) функция коммуникации; д) социализация подрастающего поколения; е) рекреативная функция [50, С. 80]. Работа молодежных общественных объединений в области * воспитательной и образовательной деятельности предполагает привлечение большого количества людей, что становится важным этапом на пути реализации вышеперечисленных функций. Среди основных причин проявления социальной активности в молодежной среде Е.А. Погонина выделяет три типа мотивов приобщения к общественно значимой деятельности: непосредственно общественные (к этим мотивам относятся стремления сделать жизнь близких людей, а, возможно, и всей своей референтной группы, более интересной, разнообразной и содержательной; они отражают единство общественных и личных потребностей); опосредованно-общественные (они способствую удовлетворению потребности в социальном признании и самоутверждении, стремлении к завоеванию уважения и авторитета); эгоистические (здесь на первый план выступают исключительно личные интересы и стремления избежать трудностей) [146, С. 10]. Социальная активность личности, безусловно, может и должна проявляться в сфере свободного времени. В досуговой сфере принято выделять учебно-познавательную, ценностно-ориентационную, культурно-творческую и социально-творческую деятельность, а также три типа социально-культурных объединений: кружки, любительские объединения и инициативные группы. Интересной особенностью кружковых объединений можно назвать наличие в них профессионально подготовленного руководителя. В объединениях щ любительского плана руководящие структуры выбираются из числа участников данного формирования. Деятельность инициативных групп направлена на воспитание и социализацию личности в процессе социального творчества и часто имеет широкий общественный резонанс. Значимость деятельности последнего типа общественных объединений отмечает в своих работах Ю.А. Стрельцов. Он пишет: «...Наиболее высокого |