Проверяемый текст
етров, Владислав Руфович; Деформация правосознания граждан России (Диссертация 2000)
[стр. 100]

состояния законности и общественного порядка и усилению роли каждого гражданина в решении важных проблем общественной жизни.1 Нам еще только предстоит в полной мере осознать ценность права как одной из вершин общественного бытия.
Путь к этому лежит через ликвидацию ♦ пренебрежительного отношения к закону у главных воспитателей родителей1 2.
с Социально-нормативное воспитание начинается с рождения человека.
Еще в раннем детстве усвоение правил поведения происходит на уровне
психического отражения и закрепления в навыках, которые могут доходить до автоматизма.
В связи с этим, ребенок, растущий в «тяжелой обстановке», может усвоить негативные образцы поведения, которые впоследствии окажут воздействие и на духовное развитие.
Именно поэтому на раннем этапе своего формирования человек осмысливает предъявляемые обществом правовые требования в соответствии с уровнем своего духовного развития.
Это должно предостерегать от возможности раннего загрязнения духовного мира, укоренения потребностей и привычек, опасных для общества, а, следовательно, и для человека как его части.
Даже если человек полагает благом для себя нечто неприемлемое для * общества, это не может быть благом уже потому, что ведет к конфликту (с самим собой, с окружающими людьми, с обществом).
Необходимо отметить, что социально-нормативное воспитание начинается с освоения элементарных норм, среди которых сугубо правовых немного.
Например, в раннем возрасте разъясняется, что нельзя без разрешения брать чужие вещи, нельзя обижать маленьких детей, нельзя издеваться над животными.
Постепенно количество нормативно-правовой информации становится больше.
По мере социализации поведенческие акты субъекта, соответствуя или не соответствуя действующим правовым моделям, начинают воплощать трансформированные им образцы нравственного (или соответственно
1См.: Доклад VI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями.
(Каракас, 1980).
Нью-Йорк, 1981.
С.34.
2Фемида у школьной доски // Правда.
1998.
8 января.
[стр. 80]

155 правовое, а также неразрывно связанные с ним моральное, трудовое, физическое, эстетическое и другие формы воспитания.
Сущность данного воспитательного комплекса заключается в том, что постепенно, по мере получения индивидом определенных знаний о жизни в обществе элементы воспитательного процесса усложняются.
Если на первоначальном этапе воспитание выражается в виде разъяснения общедоступных и не сложных для усвоения положений через трудовое, физическое, моральное и эстетическое воспитание, то впоследствии элементы воспитательного процесса усложняются.
Сюда в качестве «ядра» включается правовое воспитание, которое может быть эффективным только при преломлении правовых норм через нормы, усвоенные индивидом ранее.
То есть, наряду с общими социальными нормами индивиду разъясняется роль права и законности в общественной жизни.
В основе социально-нормативного воспитания лежит информационный подход, который основывается на предпосылке о том, что формирование положительного правосознания и преодоление случаев его деформации возможно лишь при получении гражданами соответствующих правовых знаний.
Эта точка зрения имеет давнюю традицию, поддерживается большинством российских ученых, находит свое отражение и в международных документах.
Так, например, в Резолюции VI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, было отмечено, что знание права помогает формированию сознательного отношения к жизни, основанного на принципах права, справедливости и морали, повышению общего уровня состояния законности и общественного порядка и усилению роли каждого гражданина в решении важных проблем общественной жизни1.
Социально-нормативное воспитание начинается с рождения
субъекта.
Еще в раннем детстве усвоение правил поведения происходит на уровне
1 См.: Доклад VI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
(Каракас, 1980).
Нью-Йорк, 1981.
С.34.
156 психического отражения и закрепляется в навыках, которые могут доходить до автоматизма.
В связи с этим, ребенок, растущий в «тяжелой обстановке», может усвоить негативные образцы поведения, которые впоследствии окажут воздействие и на духовное развитие.
Именно поэтому на раннем этапе своего формирования человек осмысливает предъявляемые обществом правовые требования в соответствии с уровнем своего духовного развития.
Это должно предостерегать от возможности раннего загрязнения духовного мира, укоренения потребностей и привычек, опасных для общества, а следовательно, и для человека как его части.
Даже если человек полагает благом для себя нечто неприемлемое для общества, это не может быть благом уже потому, что ведет к конфликту (с самим собой, с окружающими людьми, с обществом).
Необходимо отметить, что социально-нормативное воспитание начинается с освоения элементарных норм, среди которых сугубо правовых немного.
Например, в раннем возрасте разъясняется, что нельзя без разрешения брать чужие вещи, нельзя обижать маленьких детей, нельзя издеваться над животными.
Постепенно количество нормативно-правовой информации становится больше.
По мере социализации поведенческие акты субъекта, соответствуя или не соответствуя действующим правовым моделям, начинают воплощать трансформированные им образцы нравственного (или соответственно
безнравственного), экологического, эстетического и т.
д.
плана.
Иного и быть не может.
Ведь правовая норма, лучше или хуже усвоенная субъектом, а точнее, образ нормы в индивидуальном сознании, наполняется в каждом отдельном случае личностным содержанием.
Следует констатировать, что если малолетние дети улавливают образцы поведения только поверхностно, и это является основным способом получения ими информации о существующих способах общения, то по мере взросления количество словесной информации, направляемой на субъект, растет.

[Back]