Глава 2. Особенности современного правосознания и юридической практики в России как источники правового нигилизма, способы его преодоления § 1. Состояние правового сознания и юридической практики в современной России Рассмотрение современного состояния правосознания необходимо при изучении правового нигилизма прежде всего потому, что человеческое сознание, а точнее правосознание является средой где формируется и существует правовой нигилизм. Юридическая же практика это деятельность по изданию (толкованию, реализации и т.п.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.1 Поскольку сознание служит внутренней детерминантой юридической практики, ее рассмотрение позволит уяснить сущность правового нигилизма как практического явления. Сознание с точки зрения философии есть специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Это высший вид духовной активности личности, выражающийся в способности отражать реальность в форме чувств и мыслительных образов, предвосхищающих практическую деятельность и сообщающих ей целенаправленный характер. Основные формы (виды) человеческого сознания определяются спецификой отражаемых объектов или сферами общественной жизни. Так, сознание, направленное на освоение экономики, политики, права,1 2 1Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. T. 2. Теория права. М., 2000. С. 344. 2Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 78. |
I. Понятие и структура правосознания Мир правовой действительности, представленный в виде правовых норм, отношений, ответственности, законности, правопорядка, правосудия и т. д., воспринимается людьми через специфическую форму, или вид, общественного сознания, называемого правосознанием. Сам термин «правосознание» образован соединением двух слов: право и сознание. В традициях нормативной трактовки права можно ограничиться его пониманием в качестве системы формально-определенных государственно-обязательных норм, опирающихся на силу государственного принуждения. Сознание с точки зрения философии есть специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности. Это высший вид духовной активности личности, выражающийся в способности отражать реальность в форме чувств и мыслительных образов, предвосхищающих практическую деятельность и сообщающих ей целенаправленный характер1. Основные формы (виды) человеческого сознания определяются спецификой отражаемых объектов или сферами общественной жизни. Так, сознание, направленное на освоение экономики, политики, права, морали и т. д., образует соответствующие формы общественного сознания в виде экономического, политического, правового и нравственного осознания действительности. Сказанное означает, что правосознание — одна из форм общественного сознания, являющегося особым способом идеального отражения и духовного освоения правовой действительности. Оно является той идейнопсихологической средой, из которой люди черпают свои представления о праве, и одновременно тем инструментом, с помощью которого они определяют и оценивают свое отношение к правовой действительности, решают практические задачи поведения в сфере, подвластной праву. Содержательная специфика правосознания состоит в том, что отражение и освоение мира правовых явлений в нем происходит в форме идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений и переживаний, возникающих у людей в качестве сугубо правосознанческих элементов. Именно данные компоненты формулируют знание о праве и отношение к нему лич5 |