Проверяемый текст
Н.Н. ВОПЛЕНКО Правосознание и правовая культура Учебное пособие Волгоград 2000
[стр. 74]

морали и т.д., образует соответствующие формы общественного сознания в виде экономического, политического, правового и нравственного осознания действительности.
Это означает, что правосознание одна из форм общественного сознания, являющегося особым способом идеального отражения и духовного освоения правовой действительности.
Результаты правового регулирования, его эффективность во многом зависит от того, насколько развито сознание индивида и, прежде всего, такая его сторона, как правосознание.
Оно является той идейно-психологической средой, из которой люди черпают свои представления о праве, и одновременно тем инструментом, с помощью которого они определяют и оценивают свое отношение к правовой действительности, решают практические задачи поведения в сфере, подвластной праву.
Содержательная специфика правосознания состоит в том, что отражение и освоение мира правовых явлений в нем происходит в форме идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений и переживаний, возникающих у людей в качестве сугубо правосознанческих элементов.
Именно данные компоненты формулируют знание о праве и отношение к нему
личностей и общества.
Поэтому в науке справедливо отмечается, что правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, и это не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему
государства.1 Знание о праве и оценка его состояния, роли в жизни общества в значительной мере определяются состоянием экономики и материальными условиями социального бытия.
Это означает, что экономические интересы классов, социальных слоев и отдельных личностей приобретают форму юридических мотивов и выражаются в виде детерминированных экономикой политико-правовых воззрений и оценок.
Потребности и интересы экономического развития в правосознании получают форму и окраску юридических идей, теорий, чувств и настроений, которые служат своеобразным
1Попков В.Д.
Правосознание // Теория государства и права / Под ред.
М.Н.
Марченко.
М., 1996.
С.
436.
[стр. 5]

I.
Понятие и структура правосознания Мир правовой действительности, представленный в виде правовых норм, отношений, ответственности, законности, правопорядка, правосудия и т.
д., воспринимается людьми через специфическую форму, или вид, общественного сознания, называемого правосознанием.
Сам термин «правосознание» образован соединением двух слов: право и сознание.
В традициях нормативной трактовки права можно ограничиться его пониманием в качестве системы формально-определенных государственно-обязательных норм, опирающихся на силу государственного принуждения.
Сознание с точки зрения философии есть специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности.
Это высший вид духовной активности личности, выражающийся в способности отражать реальность в форме чувств и мыслительных образов, предвосхищающих практическую деятельность и сообщающих ей целенаправленный характер1.
Основные формы (виды) человеческого сознания определяются спецификой отражаемых объектов или сферами общественной жизни.
Так, сознание, направленное на освоение экономики, политики, права, морали и т.
д., образует соответствующие формы общественного сознания в виде экономического, политического, правового и нравственного осознания действительности.

Сказанное означает, что правосознание — одна из форм общественного сознания, являющегося особым способом идеального отражения и духовного освоения правовой действительности.
Оно является той идейнопсихологической средой, из которой люди черпают свои представления о праве, и одновременно тем инструментом, с помощью которого они определяют и оценивают свое отношение к правовой действительности, решают практические задачи поведения в сфере, подвластной праву.
Содержательная специфика правосознания состоит в том, что отражение и освоение мира правовых явлений в нем происходит в форме идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений и переживаний, возникающих у людей в качестве сугубо правосознанческих элементов.
Именно данные компоненты формулируют знание о праве и отношение к нему
лич5

[стр.,6]

ностей и общества.
Поэтому в науке справедливо отмечается, что правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, и это не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему
государства2.
В качестве явления общественной жизни правосознание имеет свои характерные черты.
1.
Знания о праве и оценка его состояния, роли в жизни общества в значительной мере определяются состоянием экономики и материальными условиями социального бытия.
Это означает, что экономические интересы классов, социальных слоев и отдельных личностей приобретают форму юридических мотивов и выражаются в виде детерминированных экономикой политико-правовых воззрений и оценок.
Потребности и интересы экономического развития в правосознании получают форму и окраску юридических идей, теорий, чувств и настроений, которые служат своеобразным
незаменимым каналом перевода и воплощения экономических потребностей в действующее законодательство.
Разумеется, речь не идет о зеркальном отражении в правосознании назревших потребностей экономического развития.
Правовые идеи и чувства могут и «воспарять», иллюзорно отражать материальные условия жизни, но в конечном счете запросы экономики воплощаются как в официальной, так и неофициальной частях правовой идеологии и психологии.
Они являются продуктами материального бытия общества.
2.
Правосознание всегда имеет классово-политический характер, ибо своим содержанием оно выражает и защищает обособившиеся интересы классов, социальных групп в коренных, наиболее значимых публичных сферах жизнедеятельности.
Даже когда отдельные идеологи, продуцируя правовые идеи, выражают свои субъективные воззрения или демонстрируют научную добросовестность, имеются все социальные возможности использовать их в качестве обоснования потребностей и интересов социальных групп.
Отсюда правовые идеи и теории отдельных мыслителей довольно часто становятся программными лозунгами и установками политических партий, движений, определяя тем самым перспективы правовой жизни общества и основные черты правовых систем.
Такое значение, напри6

[Back]