Проверяемый текст
Н.Н. ВОПЛЕНКО Правосознание и правовая культура Учебное пособие Волгоград 2000
[стр. 75]

незаменимым каналом перевода и воплощения экономических потребностей в действующее законодательство.
Разумеется, речь не идет о зеркальном отражении в правосознании назревших потребностей экономического развития.
Правовые идеи и чувства могут и «воспарять», иллюзорно отражать
материальные условия жизни, но, в конечном счете, запросы экономики воплощаются как в правовой идеологии, так и в психологии.
Они являются продуктами материального бытия общества.

Правосознание теснейшим образом связано и переплетается с сознанием политическим и нравственным.
В реальной жизни оно выступает как своеобразный нравственно-политический и правовой сплав идей и эмоций.
Это объясняется неразрывным единством государства и права в человеческом обществе и глубочайшим
смыслом их существования.
Не случайно, по Гегелю, идея свободы, реализуясь в мире, выражается в нравственности, государстве и
праве.1В свою очередь И.А.
Ильин относит массовое правосознание к числу основных признаков государства.
По его определению, государство есть «множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и
правосознания».2' Правосознание * выступает как выражение сознания политического в категориях прав и обязанностей юридического, а также, в большинстве случаев, и нравственного характера, раскрываемых в оценочных понятиях: законного и незаконного, справедливого и несправедливого, нравственно и юридически оправданного и наоборот.3 Все это свидетельствует о том, что политическое сознание выражается в правосознании как в одной из своих форм и играет по отношению к нему ведущую роль.
В свою очередь правосознание и мораль
оказывает весьма существенное воздействие на политическое сознание, ориентируя его развитие на правовые и нравственные ценности.
Политическое сознание, таким образом, приобретает черты легитимности и нравственной оправданности.
Правосознание же всегда политически значимо и нравственно ориентированно.
^
1Гегель Г.В.
Ф.
Философия права.
M., 1990.
С.
93,279.
2 Ильин И.А.
Путь к очевидности.
М., 1993.
С.
257.
3 Остроумов Г.С.
Правовое осознание действительности.
М., 1969.
С.65.
[стр. 6]

ностей и общества.
Поэтому в науке справедливо отмечается, что правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, и это не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства2.
В качестве явления общественной жизни правосознание имеет свои характерные черты.
1.
Знания о праве и оценка его состояния, роли в жизни общества в значительной мере определяются состоянием экономики и материальными условиями социального бытия.
Это означает, что экономические интересы классов, социальных слоев и отдельных личностей приобретают форму юридических мотивов и выражаются в виде детерминированных экономикой политико-правовых воззрений и оценок.
Потребности и интересы экономического развития в правосознании получают форму и окраску юридических идей, теорий, чувств и настроений, которые служат своеобразным незаменимым каналом перевода и воплощения экономических потребностей в действующее законодательство.
Разумеется, речь не идет о зеркальном отражении в правосознании назревших потребностей экономического развития.
Правовые идеи и чувства могут и «воспарять», иллюзорно отражать
материальные условия жизни, но в конечном счете запросы экономики воплощаются как в официальной, так и неофициальной частях правовой идеологии и психологии.
Они являются продуктами материального бытия общества.

2.
Правосознание всегда имеет классово-политический характер, ибо своим содержанием оно выражает и защищает обособившиеся интересы классов, социальных групп в коренных, наиболее значимых публичных сферах жизнедеятельности.
Даже когда отдельные идеологи, продуцируя правовые идеи, выражают свои субъективные воззрения или демонстрируют научную добросовестность, имеются все социальные возможности использовать их в качестве обоснования потребностей и интересов социальных групп.
Отсюда правовые идеи и теории отдельных мыслителей довольно часто становятся программными лозунгами и установками политических партий, движений, определяя тем самым перспективы правовой жизни общества и основные черты правовых систем.
Такое значение, напри6

[стр.,7]

мер, имели теории естественного права, правового государства, разделения властей и т.
д.
Однако ценность правосознания состоит в том, что многие его идеи наряду с классовостью характеризуются и общечеловеческим содержанием.
Принципы законности, справедливости, гуманизма относятся к числу вечных общечеловеческих ценностей и составляют нравственный фундамент межгосударственного правосознания.
Поэтому данный признак правосознания можно назвать диалектическим сочетанием и взаимодействием классово-политических и общечеловеческих начал.
3.
Правосознание теснейшим образом связано и переплетается с сознанием политическим и нравственным.
В реальной жизни оно выступает как своеобразный нравственно-политический и правовой сплав идей и эмоций.
Это объясняется неразрывным единством государства и права в человеческом обществе и глубочайшим
нравственным смыслом их существования.
Не случайно, по Гегелю, идея свободы, реализуясь в мире, выражается в нравственности, государстве и
праве3.
В свою очередь И.А.
Ильин относит массовое правосознание к числу основных признаков государства.
По его определению, государство есть «множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и
правосознания»4.
Правосознание выступает как выражение сознания политического в категориях прав и обязанностей юридического, а также, в большинстве случаев, и нравственного характера, раскрываемых в оценочных понятиях: законного и незаконного, справедливого и несправедливого, нравственно и юридически оправданного и
наоборот5.
Все это свидетельствует о том, что политическое сознание выражается в правосознании как в одной из своих форм и играет по отношению к нему ведущую роль.
В свою очередь правосознание и мораль
оказывают весьма существенное воздействие на политическое сознание, ориентируя его развитие на правовые и нравственные ценности.
Политическое сознание, таким образом, приобретает черты легитимности и нравственной оправданности.
Правосознание же всегда политически значимо и нравственно ориентированно.

В нем юридически и нравственно осознаются и оцениваются цели и средства политики.
7

[Back]