В нем юридически и нравственно осознаются и оцениваются цели и средства политики. Правосознание имеет оценочный и вместе с тем нормативный характер. Оно оценивает правовое бытие через призму категорий законного и * незаконного, справедливого и несправедливого, морального и аморального и т.д. Содержащиеся в нем мнения о ценности, то есть степени социальной полезности правовых явлений, ориентируют людей в их жизнедеятельности. Оценки состояния законности, правосудия, действующего законодательства и практики его реализации позволяют своевременно и адекватно реагировать на мир правовых явлений, формировать к ним свое отношение. С одной стороны, правосознание является формой познания окружающего мира, а с другой стороны, оно выступает способом осознания того, как мы познаем действительность. Мы приобретаем правовые знания и используем их; но в то же время сознаем свою собственную деятельность в качестве субъектов правового знания. Решая проблемы, поставленные перед нами общественной жизнью, мы расширяем свое понимание действительности; обращая внимание на то, как именно мы решаем эти проблемы, мы углубляем * его. Следовательно, правосознание развивается двумя путями: оно становиться и все более экстенсивным и все более рефлексивным.1 Действующее правосознание тождественно идее права. Идея права составляет смыслообразующий фон правосознания. Критерием развитости правосознания является степень его активности, включенности в повседневную практику, хотя бы и на самом обыденном уровне. Рассмотрение правового сознания как формы общественного сознания (наряду и в связи с другими формами общественного сознания) является традиционным для нашей современной философской и юридической теории. Правосознание характеризуется как в его формальном (структурнофункциональном), так и в его содержательном аспекте. При этом под формой правосознания понимаются такие его элементы (норма, идеи, чувства, взгляды в 1Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика: Монография/ В.II. Малахов. М. 2001. С.З. |
4. Правосознание имеет оценочный и вместе с тем нормативный характер. Оно оценивает правовое бытие через призму категорий законного и незаконного, справедливого и несправедливого, морального и аморального и т. д. Содержащиеся в нем мнения о ценности, то есть степени социальной полезности правовых явлений, ориентируют людей в их жизнедеятельности. Оценки состояния законности, правосудия, действующего законодательства и практики его реализации позволяют своевременно и адекватно реагировать на мир правовых явлений, формировать к ним свое отношение. Оценочное отношение людей к праву, содержащееся в правосознании, выступает одной из форм его нормативности. Разумеется, нормативность правосознания не тождественна нормативности правовых норм. Последняя выступает как безусловная, опирающаяся на возможность государственного принуждения, обязательность содержащихся в нормах велений. Правосознание и его содержание такой обязательностью не обладает. Оно может лишь «призывать», ориентировать личность в ее познавательной и практической деятельности, оставляя ей простор и субъективные возможности самовыражения свободной воли. Очевидно, что это нормативность особого рода. В современной научной литературе отмечается, что все формы общественного сознания нормативны, в том смысле, что они влияют на индивидуальное сознание личности, ставят перед ней проблему выбора варианта поведения6. Однако следует различать нормативность социальных явлений двух видов: познавательно-оценочную и регулятивную. Последняя присуща социальным нормам, опирающимся на возможность применения мер государственного или общественного воздействия, следовательно, гарантируемых государством и обществом. Такова нормативность норм морали, права, корпоративных и политических правил поведения. Нормативность же правосознания имеет познавательнооценочный характер и не влечет за собой формально-определенных, юридически закрепленных последствий. Она лишь ставит перед личностью своеобразные «вехи», ориентиры добра, истины, справедливости, законности и т. д. и предупреждает о возможных гипотетических последствиях его отношения к правовым явлениям. Отсюда существовавший в прошлом теорети8 |