Проверяемый текст
Н.Н. ВОПЛЕНКО Правосознание и правовая культура Учебное пособие Волгоград 2000
[стр. 80]

отражение потребностей и интересов людей, получившее выражение в юридических понятиях и категориях.
Ее признаками являются: во-первых, концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей классов и социальных групп; вовторых, выработка ее идеологами (политиками, юристами, философами); втретьих, целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через различные формы сознания, чтобы стать мотивом практической деятельности класса,
народа.1 Назначение правовой идеологии обосновать, защитить в убедительной и авторитетной форме научных взглядов, теорий наиболее значимые групповые, классовые правовые интересы, возвести их в ранг официальной правовой политики.
Такое значение имеют в современной России идеи и теории правового государства, разделения властей, налогообложения, землепользования и т.д.

Правовая психология второй структурный элемент правосознания.
Она представляет собою систему чувств, эмоций, настроений и переживаний, возникающих у людей под действием права, по поводу правовой действительности.
Отличительные черты правовой психологии состоят в ее неустойчивости, спонтанном характере развития и эмоциональной насыщенности.
Явления правовой психики общества, макрои микрогрупп, а также отдельных личностей, проявляются в эмоционально-чувственном реагировании на правовую среду, в возникновении более или менее устойчивых настроений, чувств, привычек, традиций вытекающих
их правового осознания действительности.1 2 Эти психические явления возникают в результате межличностного общения как продукты взаимодействия и взаимовлияния отдельных личностей и социальных общностей.
Это могут быть чувства удовлетворения или неудовлетворения правосудием, состоянием законности, реализацией прав и обязанностей и т.д., а также более сложные
1Бельский K.T.
Формирование и развитие социалистического правосознания.
M., 1982.
С.51.
2Лукашева Е.А.
Социалистическое правосознание и законность.
M., 1973.
С.
147.
[стр. 9]

ческий спор между специалистами этой проблемы (И.Е.
Фарбером, И.Ф.
Рябко) о том, нормативно ли правосознание и какова степень его нормативности7, должен рассматриваться с учетом качества и особенностей познавательно-оценочной нормативности.
Правосознание нормативно, ибо его идеи, принципы и установки могут служить непосредственной основой практического поведения личности, а с другой стороны, воплощаясь в нормах права, они опосредованно влияют на жизнь общества8.
Правосознание в качестве сложного явления правовой жизни общества имеет свою достаточно емкую внутреннюю структуру, включающую в себя правовую идеологию и правовую психологию.
Именно данные два элемента являются реальным выражением правосознания в правовой жизни общества, опредмечивают его внутренний мир.
Правовая идеология предстает в виде системы идей, взглядов, теорий о сущности, социальном назначении права, о возможностях его использования для решения социальных проблем.
Это концептуальное, теоретическое отражение потребностей и интересов людей, получившее выражение в юридических понятиях и категориях.
Ее признаками являются: во-первых, концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей классов и социальных групп; во-вторых, выработка ее идеологами (политиками, юристами, философами); в-третьих, целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через различные формы сознания, чтобы стать мотивом практической деятельности класса,
народа9.
Правовая идеология характеризуется системностью и в значительной степени научностью, ибо она претендует на теоретическое воспроизведение и выражение представлений о праве и закономерностях правовой жизни общества.
Отсюда понятийный строй категории «правовая идеология» проявляет себя через правовую науку и ее состояние в учебниках, монографиях, статьях ученых, их лекциях, а также в программных документах политических партий, движений, выступлениях их лидеров и официальных должностных лиц государства.
Правовую идеологию всегда можно обнаружить в конкретных письменных документах (послания президента, программы реформ, 9

[стр.,10]

призывы и установки политических партий) или устных заявлениях профессиональных политиков.
Ее назначение — обосновать, защитить в убедительной и авторитетной форме научных взглядов, теорий наиболее значимые групповые, классовые правовые интересы, возвести их в ранг официальной правовой политики.
Такое значение имеют в современной России идеи и теории правового государства, разделения властей, налогообложения, землепользования и т.
д.

Однако следует различать научность и наукообразность, то есть иллюзорность, правовой идеологии.
Научность любой идеологии определяется степенью ее истинности, глубиной познания истины объекта, представленного в виде закономерностей отражаемых явлений.
Правовая идеология научна тогда, когда ее идеи, гипотезы и теории, выраженные в понятиях и категориях юриспруденции, соответствуют социальному прогрессу, оказывают практическую пользу эффективному правовому регулированию в соответствии с идеалами свободы, справедливости, законности и гуманизма.
Но как свидетельствует опыт истории и практической политики, каждый класс, каждый социальный слой или группа объединенных общностью коренных интересов людей стремится выразить в форме юридических понятий и категорий свои претензии на власть, собственность, привилегии и т.
д.
И правовая идеология, следовательно, зачастую несет в себе, наряду с общечеловеческими идеалами, груз классовых, групповых предрассудков, становясь в этом смысле иллюзорной.
Отсюда наблюдается известный плюрализм политико-правовой идеологии, ее внутренне противоречивый характер.
Такое значение имела, например, рабовладельческая и феодальная правовая идеология, да и современный сложный мир буржуазных воззрений на государство и право.
Правовая идеология, в итоге, есть всегда заинтересованное отражение и закрепление в теоретической форме социальных потребностей и интересов.
Она является основой и ведущим, наиболее зримым пластом правосознания.
В советский период практически до 60-х годов правовая идеология рассматривалась в качестве единственного компонента в содержании правосознания.
В работах А.Я.
Вышинского и Н.Н.
Полянского прямо выражено негативное и партийно-непримиримое отно10

[стр.,11]

шение к правовым чувствам, эмоциям и правовой психологии в целом10.
Очевидно, что за такой позицией стоит коммунистическо-партийное недоверие и даже боязнь психологической науки.
И только появление научных работ И.Е.
Фарбера, И.Ф.
Рябко, Е.В.
Назаренко, Г.С.
Остроумова, Е.А.
Лукашевой и других исследователей пробило своеобразную брешь в научном молчании по поводу правовой психологии.
Правовая психология — второй структурный элемент правосознания.
Она представляет собою систему чувств, эмоций, настроений и переживаний, возникающих у людей под действием права, по поводу правовой действительности.
Отличительные черты правовой психологии состоят в ее неустойчивости, спонтанном характере развития и эмоциональной насыщенности.
Явления правовой психики общества, макрои микрогрупп, а также отдельных личностей, проявляются в эмоционально-чувственном реагировании на правовую среду, в возникновении более или менее устойчивых настроений, чувств, привычек, традиций вытекающих
из правового осознания действительности11.
Данные психические явления возникают в результате межличностного общения как продукты взаимодействия и взаимовлияния отдельных личностей и социальных общностей.
Это могут быть чувства удовлетворения или неудовлетворения правосудием, состоянием законности, реализацией прав и обязанностей и т.
д., а также более сложные
психологические явления в виде привычек, настроений и установок, определяющих готовность реагировать на соответствующую правовую ситуацию.
Поэтому представляется неудачной попытка И.Я.
Дюрягина выделить в структуре правосознания кроме правовой идеологии и правовой психологии еще и третий элемент —мотивы поведения, внутреннюю установку и готовность действовать12.Думается, что эти так называемые поведенческие элементы представляют собой лишь особые, более сложные явления правовой психологии и ничего абсолютно нового в идейнопсихологической структуре правосознания не образуют.
Явления правовой психики несут на себе печать эмоциональной окрашенности, выражая тем самым обыденные оценки людей правовых идей и юридической практики.
Это мир первичных, крайне неустойчивых и подвижных реакций людей, окрашенных их переживаниями и отношением к право11

[Back]