Проверяемый текст
Н.Н. ВОПЛЕНКО Правосознание и правовая культура Учебное пособие Волгоград 2000
[стр. 81]

психологические явления в виде привычек, настроений и установок, определяющих готовность реагировать на соответствующую правовую ситуацию.
В этой связи, правовой нигилизм выступает скорее элементом правовой психологии.
Во всех случаях элементы правовой психологии и идеологии оказываются взаимосвязанными и взаимопереплетенными.
Мир правовых чувств и настроений неизбежно содержит в себе идеологические элементы, а идеи и теории сами формируются и усваиваются через призму чувственноэмоционального восприятия, образуя при этом рациональную среду, основу становления явлений правовой психики.
Правосознание диалектическое единство рациональных и психологических компонентов правовой идеологии и правовой психологии.1
Итак, правосознание есть форма идейно-психологического отражения и освоения правовой действительности через систему нормативно-оценочных 4 представлений и суждений людей о природе и закономерностях правовых 2 явлении.
Характеризуя современное правосознание в России, прежде всего, & следует отметить его деформированность.
Сам термин «деформация» в переводе с латыни означает искажение или изменение чего-либо.
В сфере естественных наук данным понятием обозначается изменение размеров и формы тела под действием внешней силы.1
2 3 В юриспруденции данный термин применяется для характеристики тех устойчивых изменений психики субъектов, которые определяют его негативное отношение к праву и причины неправомерного поведения.4 Деформация выступает в виде искажения идейнопсихологической структуры личности, определяющей ее негативный настрой в сфере права и конкретные акты неправомерного поведения.
1Сапун В.А.
Социалистическое правосознание и реализация советского права.
Владивосток, 1984.
С.
15.
2 Вопленко Н.Н.
Правосознание и правовая культура: Учебное пособие.
Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.
С.
13.
3Словарь иностранных слов.
М., 1964.
С.206.
4 Карпец И.И., Ратинов А.Р.
Правосознание и причины преступности // Советское государство и право.
1968.
№2.
С.50.
[стр. 13]

ты изначально определяют отношение личности к правовой действительности, накладывая на явления права своеобразные идеологические «клише», относя их к тем или иным уже известным идеологическим стандартам.
Но во всех случаях элементы правовой психологии и идеологии оказываются взаимосвязанными и взаимопереплетенными.
Мир правовых чувств и настроений неизбежно содержит в себе идеологические элементы, а идеи и теории сами формируются и усваиваются через призму чувственно-эмоционального восприятия, образуя при этом рациональную среду, основу становления явлений правовой психики.
Правосознание —диалектическое единство рациональных и психологических компонентов правовой идеологии и правовой психологии15.

В идеале, конечно же, желательно такое положение, когда правовая идеология своей системой идей, теорий была бы первичной, исходной для формирования явлений правовой психики, сообщая таким образом черты управляемости процессу становления правосознания.
На этом предположении основывается правовоспитательная работа государства и его органов по отношению к гражданам.
Провозглашая и пропагандируя систему официальных правовых идеалов, государство способствует целенаправленному формированию правовых чувств, эмоций, настроений и переживаний, в которых идеи и теории получают практическую апробацию и поддержку.
В целом же следует признать определяющее и ведущее воздействие правовой идеологии на правовую психологию.
Будучи теоретически осмысленной и концептуально сформированной, правовая идеология ведет за собой развитие психологии, способствуя возникновению чувств и эмоций вполне конкретной направленности.
Итак, правосознание есть форма идейно-психологического отражения и освоения правовой действительности через систему нормативно-оценочных
представлений и суждений людей о природе и закономерностях правовых явлений.
Другими словами, это совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций и настроений оценочного характера, возникающих у людей под действием права и выражающих их отношение к явлениям правовой действительности.
13

[стр.,25]

поведение юриста в качестве следователя, судьи, адвоката, прокурора формирует набор профессиональных требований к кандидатам на эти должности.
С точки зрения социологии исполнение роли состоит в необходимости лица соответствовать и удовлетворять требования, содержащиеся в социальных ожиданиях.
Делать эти социальные ожидания официальными, то есть возводить их в ранг юридических велений надо чрезвычайно осторожно.
Одно дело, когда от кандидата на должность правоприменителя требуется наличие юридического образования, и совсем другое, если на официальном уровне потребовать организаторских способностей, аккуратности, целеустремленности, наблюдательности и прочих идейно-психологических качеств, в принципе, необходимых для юридической профессии.
Не являются непогрешимыми и результаты многочисленных тестовых испытаний по определению профессиональной пригодности студентов юридических вузов при их поступлении на учебу.
К тому же «нормальное правосознание» юриста формируется в процессе достаточно длительного периода учебно-воспитательной работы в вузе, стажировки, практики, повышения квалификации и т.
д., и заранее предрекать его «нормальность» или «ненормальность» было бы излишне категоричным и недемократичным.
Поэтому представление о существовании некой нормы профессионального сознания юриста основывается на идеальном образе, своеобразном наборе нравственных, политических, психологических и интеллектуальных качеств, позволяющих успешно выполнять служебные задачи.
Теоретико-практическое значение понятия «нормальное правосознание» юриста определяется тем, что наряду с позитивными элементами структуры профессионального сознания, в нем обнаруживаются и проявляются элементы негативные.
И это позволяет сформулировать понятие профессиональной деформации юриста.
Сам термин «деформация» в переводе с латыни означает «искажение» или «изменение» чего-либо.
В сфере естественных наук данным понятием обозначается изменение размеров и формы тела под действием внешней силы15.

В юриспруденции данный термин применяется для характеристики тех устойчивых изменений психики субъектов, которые определяют его негативное отношение к праву и причины неправомерного
поведения16.
Деформация правосознания высту25

[стр.,26]

пает в виде искажения идейно-психологической структуры личности, определяющей ее негативный настрой в сфере права и конкретные акты неправомерного поведения.
Один из специалистов этой проблемы П.П.
Баранов отмечает, что деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то неправовые конструкции или остались правовыми ли ть номинально или частично17.
О понятии деформации правосознания можно говорить только при наличии теоретических представлений о правосознании в состоянии «нормы», «нормальном» правосознании.
Это означает, что сама деформация выглядит как отклонение от некой нормы.
И хотя, как это выше показано, абсолютно надежных и формализованных критериев определения «нормальности» правосознания нет, презумпция существования такого правосознания основывается на выявленных наукой и практикой фактах правового нигилизма, инфантилизма, пробельности, искаженности познавательной, мотивационной и поведенческой сферы личности.
Отсюда можно заключить, что понятия «норма» и «деформация» правосознания можно рассматривать в качестве парных категорий юридической науки.
Явление деформации свидетельствует о наличии нормы, а сама норма подчеркивает возможность существования ее деформации.
Деформация выглядит в виде достаточно сложного социального и идейно-психологического явления правовой жизни общества.
Она затрагивает все уровни и виды правосознания, то есть может проявляться в индивидуальном, групповом и общественном правосознании, присутствовать в обыденной, теоретической и профессиональной его разновидностях, поражать сферы идеологии и психологии.
В науке принято выделять такие ее черты, как негативность, массовость, способность оказывать воздействие на сопредельные сферы жизни общества, способность к развитию и динамизм, а также социальная вредность18.
Действительно, деформация правосознания есть негативное искажение идейно-психологической сферы личности или общества, способное причинить вред правовому регулированию общественных отношений и проявляющее себя как в области сознания так и юридической практики.
26

[Back]