Еще И.А. Ильин одним из первых поднял важную проблему деформации и дефектности правосознания. Раскрывая сущность этой проблемы, он указывал: «...Уродливое, извращенное правосознание остается правосознанием, но извращает свое содержание; оно обращается к идее права, но берет от нее лить схему; пользуется его по своему, злоупотребляет его и наполняет его недостойным, извращенным содержанием; возникает неправовое право, которое, однако, именуется «правом» и выдается за право».1 Серьезные шаги в изучении явления деформации правового сознания предприняты в 80-90-е годы XX в. В первую очередь следует назвать исследования академика Кудрявцева В.Н., профессоров Бородина С.В. и Нерсесянца В.С., а так же ряда других теоретиков, издавших монографическое исследование «Социальные отклонения». Эти ученые-теоретики установили, что в сознании формирующейся или уже сформировавшейся личности могут содержаться различные дефекты. Среди таких «дефектов» в сознании личности они, например, особо выделили следующие: а) незнание некоторых норм (из-за отсутствия информации; отсутствие ситуаций, которые бы требовали такого знания; изменение норм, за которыми трудно уследить и т.д.); б) неправильное понимание правовых и нравственных принципов; в) несогласие с рядом норм (в силу несовпадения требований нормы с личными интересами, моральными убеждениями или личным опытом); г) пренебрежение рядом норм (по тем же причинам); д) усвоение привычек, норм и принципов, не соответствующих 2 общепринятым. Среди ученых, занимавшихся исследованием проблемы деформации правового сознания в 80-90-х годах XX в., следует отметить работы В.И. Туманова и В.И. Гоймана, которые основной упор сделали на уяснение1 2 1Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С.20. 2Социальные отклонения. М. 1989. С. 127. |
нашему мнению, идеи представителей позитивистской, психологической и социологической школ права, таких как П.И. Новгородцев, И.А. Ильин, Л.И. Петражицкий, С.Л. Франк и других, остаются актуальными для изучения деформации правового сознания и в настоящее время. Так, значительный вклад в разработку теории правосознания и изучения проблемы ее кризиса внес выдающийся русский юрист и философ, профессор Московского университета П.И. Новгородцев. Рассмотрению динамики правосознания в западноевропейской мысли XVIII начала XX вв. посвящен один из его главных трудов «Введение в философию права. Кризис современного правосознания» (1909) . По мнению П.И. Новгородцева, правосознание охватывает оценочные убеждения и установки ко всей системе политических и правовых отношений (идея правового государства и гражданского общества, принципы равенства и свободы, понятие личности), изменения которых свидетельствуют о кризисе правосознания. Последний связан с кризисом идеи правового государства, с тем, что изначально преувеличивалась его роль и значение. Автор считает, что для «одних этот опыт служит поводом к отрицанию всякого значения права, для других он является свидетельством необходимости восполнить и подкрепить право новыми началами, расширить его содержание, поставить его в уровень с веком, требующим разрешения великих проблем» . Новгородцев уверен, что кризис правосознания есть также следствие отставания положительных законов от движения истории и ее требований. Вследствие этого в жизни постоянно и неизбежно возникают конфликты между старым порядком и новыми прогрессивными стремлениями. «В самом течении исторической жизни мы открываем зародыш новых отношений, а вместе с тем и основания для построения идеального права»3. Все это ведет к необходимости «перевоспитания людей в духе новых общественных идей»4. Взгляды Новгородцева о правосознании нашли отклик в трудах другого русского философа, представителя этико-нормативной теории права И.А. Ильина. В 1919 году он пишет один из самых значительных своих трудов «О 1 См.: Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1909. 2 Новгородцев П.И. Там же. С.20. 3 Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения нового времени. XVI XIX вв. -М., 1914.-С. 112. 4 Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М.. 1909.-С.265. 12 сущности правосознания». В отличие от предыдущего ученого, который трактует кризис правосознания в теоретико-правовом, концептуальном смысле, И.А. Ильин в вышеуказанной работе говорит уже о дефектности правосознания с точки зрения его практического воплощения в жизни. По его мнению, «уродливое, извращенное правосознание остается правосознанием, но извращает свое содержание; оно обращается к идее права, но берет от нее лишь схему; пользуется ею по-своему, злоупотребляет ею и наполняет ее недостойным, извращенным содержанием; возникает неправовое право, которое, однако, именуется «правом» и выдается за право». Общемировой кризис, ставший особенно ощутимым в начале XX века и вылившийся в поток неслыханных войн и небывалых революций, объясняется Ильиным в первую очередь кризисом правосознания. «В истории человечества, пишет он, периодически бывает так, что дефекты и недуги правосознания подтачивают и расшатывают его верный строй и силу; а расшатанное правосознание само ускоряет наступление острых испытаний, которых оно не в состоянии выдержать»2. Ученый отмечает, что правосознание отрывается от метафизического идеала от духовной, сверхклассовой природы государства и от духовно-сверхнациональных горизонтов права и разлагается от жадности, страха, злобы, мести и отчаяния . 16 Так, Лукашева Е.А. в своей работе «Социалистическое правосознание и законность», характеризуя правосознание индивида, отмечает, что «оно может быть ущербным, ограниченным, отстающим от общего уровня развития общественного сознания, содержащим порочные установки и дефектные оценки правовых явлений».1 Однако автор дальше простой констатации факта существования этого явления не идет. Другой отечественный ученый К.Т. Вельский, раскрывая в своей работе «Социалистическое правосознание» природу правосознания и характеризуя основные этапы его развития в нашей стране, пришел к логическому выводу, что правосознанию присущи кризисные явления и дефекты. Но существовавшая в стране официальная доктрина отрицания наличия деформации правового сознания у трудящихся вынудила его назвать это явление противоречием в правосознании. Давая характеристику этого явления, автор выделил три его разновидности: 1) противоречия между правосознанием и общественным бытием; 2) противоречия между различными элементами правосознания (между правовой психологией и правовой идеологией, между нормами права и другими элементами правосознания); 3) противоречия внутри каждого элемента правосознания (в правовой психологии; в правовой идеологии; в обыденном сознании; в теории, в норме права)2. Фактически, как видим из его работы, ученый выделил отдельные формы проявления искажения правосознания. Однако природу деформации правового сознания он так и не раскрыл. Серьезный скачок в изучении этого явления происходит в 80-90-е годы. Так, , вопросы деформации общественного сознания стали предметом исследования академика Кудрявцева В.Н., профессоров Бородина СВ. и Нерсесянца B.C. и ряда их коллег, издавших на основе глубокого научного исследования монографию под названием «Социальные отклонения» . 1 Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М.,1973. С.295. •у См.: Вельский К.Т. Социалистическое правосознание. Ярославль, 1979. С.200. 3 См.: Социальные отклонения. М.,1989. 17 Разрабатывая теорию социальных отклонений, они установили, что в сознании формирующейся или уже сформировавшейся личности могут содержаться различные дефекты. Среди таких «дефектов» в сознании личности они, например, особо выделили следующие: а) незнание некоторых норм (из-за отсутствия информации; отсутствие ситуаций, которые бы требовали такого знания; изменение норм, за которыми трудно уследить и т.д.); б) неправильное понимание правовых и нравственных принципов; в) несогласие с рядом норм (в силу несовпадения требований нормы с личными интересами, моральными убеждениями или личным опытом); г) пренебрежение рядом норм (по тем же причинам); д) усвоение привычек, норм и принципов, не соответствующих общепринятым . Таким образом, авторы в своей работе фактически выделили отдельные формы проявления деформации в сознании личности, в том числе и правовом сознании. Среди отечественных ученых, занимавшихся исследованием проблемы деформации правового сознания в 80-90-х годах, следует отметить В.И. Туманова и В.И. Гойман, которые основной упор сделали на уяснении сущности одной из самых распространенных форм проявления этого негативного явления правового нигилизма2. В последние годы в научных кругах страны стали обращать пристальное внимание вопросам профессионального правосознания, в частности, правового сознания юристов. В рамках изучения профессионального правосознания отдельные ученые стали рассматривать и вопросы его деформации. Объясняется это тем, что деятельность юридических работников носит государственно-властный характер, и последствия деформации их правосознания бывают особенно тяжелыми. 1 Социальные отклонения. М.,1989. С. 127. |