Проверяемый текст
етров, Владислав Руфович; Деформация правосознания граждан России (Диссертация 2000)
[стр. 84]

не только степенью общественной опасности, но и мотивацией.
Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, алчности».1 На наш взгляд, деформация правового сознания это социально-правовой • процесс, выражающийся в развитии отрицательного отношения к действующему праву, правосудию и законности.
В определении же, данном П.П.
Барановым, эти ее признаки отсутствуют.
Это касается и трактовки, данной
В.С.
Медведевым, который, кроме того, под профессиональной деформацией подразумевает не только искажение правового сознания, но и иных качеств личности.

Таким образом, правовой нигилизм является формой уже деформированного правосознания, а не формой деформации правосознания.
В правовом сознании как социальном явлении могут проявляться два его состояния: положительное и деформированное, которые в основном отличаются характером отражения правовой действительности и отношением их носителей к действующему праву, правосудию и законности.
Положительное правосознание правильно отражает правовую
действительность и выражается позитивным отношением его носителей к правовым ценностям и реалиям.
Этого нельзя сказать в отношении деформированного правосознания.

Признаками современного деформированного правосознания являются: Во-первых, это негативное по своей природе социально-правовое явление.
Это означает, что
оно представляет собой свойство мозга, духовный продукт жизни человека как члена общества.
Но так как
оно искаженно отражает правовую реальность, то поэтому является негативным, социально опасным.
1Баранов П.П., Русских В.В.
Проблемы теории правосознания и правовой культуры: Учебное пособие Министерства внутренних дел России.
Ростовский юридический институт.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.34.
[стр. 12]

нарушение в структуре его личности, отдельных качеств, возникающие в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности.
Это порождает искаженное, «перевернутое» понимание ее целей, задач, и особенно средств их достижения»3.
Отдавая должное вышеназванным авторам, мы в то же время хотим отметить, что их определения деформации правового сознания не лишены недостатков.
Деформация правового сознания это
социально-правовое явление, характеризующее одно из состояний правового сознания и выражающееся в отрицательном отношении ее носителей к действующему праву, правосудию и законности.
В определении же, данном П.П.
Барановым, эти ее признаки отсутствуют.
Это касается и трактовки, данной
B.C.
Медведевым, который, кроме того, под профессиональной деформацией подразумевает не только искажение правового сознания, но и иных качеств личности.
,
Учитывая, что в научной литературе отсутствуют иные определения понятия деформации правового сознания, перед исследователями выдвигается 1 Баранов П.П.
Профессиональное правосознание работников ОВД.
Теоретические проблемы.
М., 1991.-С.82-83.
2 См.: Баранов П.П., Русских ВВ.
Актуальные проблемы теории правосознания, прравовой культуры и правового воспитания.
Учебное пособие.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.32.
3 Медведев ВС.
Преодоление профессиональной деформации // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД.
М.,1992.
С.50.
22 важнейшая задача разрешения этого вопроса.
А это, по нашему мнению, возможно лишь с учетом следующих положений.
• Изучение деформации правового сознания следует проводить во взаимосвязи с общественным бытием.
• • Деформацию правового сознания следует рассматривать как социально-правовое явление, характеризующее одно из состояний правового сознания и раскрывающее его негативную сторону.
• • Деформацию правового сознания необходимо оценивать как явление, характеризующееся наличием у его носителей определенных правовых взглядов, идей и представлений, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, правосудию и законности.
• • Деформацию правового сознания необходимо изучать во взаимосвязи и сопоставлении с положительным (позитивным) правосознанием, так как они являются двумя полюсами одного социального явления правового сознания и только в совокупности характеризуют его общее состояние на определенном этапе развития российского общества.
• В качестве предпосылки изучения деформации правового сознания во взаимосвязи с положительным требует, в свою очередь, постановки и разрешения следующих вопросов: 1) о сущности положительного правосознания и его границах; 2) о наличии такого правосознания у каждого гражданина современной России; 3) о возможности одновременного проявления в индивидуальном правосознании личности двух противоположных его состояний: положительного и деформированного.
Материалистическое понимание • сущности деформации правового сознания требует рассмотрения этого явления в тесной взаимосвязи с общественным бытием на основе философской теории отражения.
В соответствии с ней, человеческое сознание в первую очередь опосредуется бытием и только во вторую очередь определяет его.
Это означает, что 23 состояние правосознания общества и отдельных его членов является результатом воздействия общественного бытия, и говорить о какой либо деформации сознания без учета этого невозможно.
Сопоставление состояния общественного бытия с сознанием, в том числе и правовым, дает возможность составить следующую таблицу их соотношения.
Варианты БЫТИЕ СОЗНАНИЕ А нормальное нормальное Б нормальное деформированное В деформированное нормальное Г деформированное деформированное Как видно из приведенной схемы, вариант А является очевидным.
Когда в здоровом обществе у его членов нормальное правосознание, говорить о какой-либо деформации не приходится.


[стр.,15]

Положительное состояние наблюдается не только в обыденном, но и в профессиональном и теоретическом правосознаниях, где оно также имеет свои границы.
Ответ на вопрос о том, присуще ли положительное правосознание каждому гражданину современной России, является достаточно сложным.
На него нельзя ответить однозначно отрицательно или положительно.
С одной стороны, огромное количество совершаемых преступлений или иных правонарушений указывает на массовое распространении деформации правового сознания среди российских граждан.
Так, если в 1998 году в России было зарегистрировано 2581940 преступлений, то в 1999 году уже 30017748, то есть на 16,3% больше, чем в предыдущем году.
С другой, большая часть населения России соблюдает законы.
Это свидетельствует о наличии у них либо положительного, либо искаженного правосознания, но не сопровождающегося совершением правонарушений.
4 Сложным для разрешения является вопрос о возможности одновременного проявления в индивидуальном правосознании личности двух противоположных его состояний: положительного и деформированного.
1 См.: Состояние преступности в РФ за 1999 год.
Обзор.
М., 2000.
28 Большинство российских юристов и философов, изучающих правовое сознание, в его структуре выделяют два элемента (компонента): правовую идеологию и правовую психологию1.
Если правовая идеология включает в себя правовые взгляды, идеи, теории и концепции, то правовую психологию образуют правовые чувства, эмоции, настроения, переживания и привычки.
Степень их сформированности у индивида может быть различной, что обусловлено его личными качествами и факторами социальной среды.
Наряду с истинными понятиями и суждениями могут уживаться искаженные, ошибочные.
К примеру, с правильными правовыми взглядами в правосознании личности могут соседствовать ложные теории и панические настроения.
Это, естественно, сказывается на состоянии правосознания, которое в целом может быть либо положительным, либо деформированным (искаженным).
Причем положительным оно будет лишь при правильном отражении правовой действительности и наличии идеи укрепления законности и порядка.
В остальных случаях оно будет являться деформированным.
Выступать одновременно и в качестве положительного, и в качестве деформированного индивидуальное правосознание личности не может, так как эти его состояния взаимоисключают друг друга.
То есть правосознание индивида в конкретный момент может быть либо положительным, либо деформированным (искаженным).
В отличие от этого, на групповом (профессиональном) и массовом (общественном) уровнях положительное и деформированное правосознания могут проявляться и сосуществовать параллельно.
Связано это с тем, что у одной части членов профессиональной группы или общества правовое сознание может быть положительным, а у другой -деформированным.
1 См.: Бабаев В.К., Баранов В.М.
Общая теория права.
Краткая энциклопедия.
Н.Новгород, 1998.
С.83-84; Вельский К.Т.
Социалистическое правосознание.
Ярославль, 1979.
С.54; Лукашева Е.А.
Социалистическое правосознание и законность.
М., 1973.
С.
124; Лупарев Г.П.
Правосознание верующих и его особенности.
Алма-Ата, 1989.
С.
45; Соколов Н.Я.
Профессиональное сознание юристов.
М., 1988.
С.
124-152.
29 Таким образом, в правовом сознании как социальном явлении могут проявляться два его состояния: положительное и деформированное, которые в основном отличаются характером отражения правовой действительности и отношением их носителей к действующему праву, правосудию и законности.
Положительное правосознание правильно отражает правовую
действительность и выражается позитивным отношением его носителей к правовым ценностям и реалиям.
Этого нельзя сказать в отношении деформированного правосознания.

Такой подход к изучению деформации правового сознания как к одному из его состояний дает возможность правильно выработать ее понятие и выделить важнейшие признаки.
Подведя итог сказанному, можно дать следующее определение деформации правового сознания.
Деформация правового сознания это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции,

[стр.,16]

которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.
Такое определение деформации правосознания дает возможность выделить и охарактеризовать следующие важнейшие ее признаки.
Во-первых, деформация правосознания это негативное по своей природе социально-правовое явление.
Это означает, что
она представляет собой свойство мозга, духовный продукт жизни человека как члена общества.
Но так как
она искаженно отражает правовую реальность, то поэтому является негативной, социально опасной.
30 Во-вторых, деформация правосознания выступает в качестве одного из его состояний.
Это означает, что ее изучение возможно лишь во взаимосвязи и в сопоставлении с другим его состоянием положительным.
В-третьих, деформация правосознания это такое его состояние, которое характеризуется наличием у его носителей определенных правовых взглядов, идей и представлений.
Из этого вытекает, что оно отличается от случаев полного отсутствия правового сознания, вызванных правовой безграмотностью.
В-четвертых, деформация правосознания представляет собой такое его состояние, которое искаженно, неверно отражает общественное бытие, регулируемое нормами права.
И, наконец, деформация правосознания характеризуется отрицательным отношением его носителей как к действующему праву в целом, так и правосудию и законности.
Именно вышеуказанные признаки являются той основой, которая дает возможность отграничить ее от положительного правосознания и других смежных социальных явлений, что обусловлено необходимостью полного уяснения ее сущности.
Прежде всего, деформацию правосознания следует отграничить от случаев деформации иных форм сознания, в частности политического и нравственного.
Необходимо отметить, что в основе этих отличий лежат, прежде всего, различия в природе отдельных форм общественного сознания.
Деформация правосознания представляет из себя такое его состояние, которое характеризуются наличием у его носителей неверных взглядов, идей, знаний и представлений, и выражается в негативном отношении к действующему праву, правосудию и законности.
Деформация политического сознания также означает его искаженность.
Но она характеризуется наличием у носителей неверных взглядов, идей и теорий не в области права, а в области 31 политики, то есть «по поводу организации политической власти, регулирования социальных процессов и проблем, внутренних и внешних факторов функционирования государства и общественных институтов»1.
Деформацию правосознания следует отграничивать и от случаев деформации нравственного сознания, что, в конечном счете, обусловлено различиями между правом и моралью, между правосознанием и нравственным сознанием.
В отличие от деформации правового сознания, искажение нравственного сознания связано с негативным отношением его носителей к требованиям моральных установок и норм, выполнение которых обеспечивается не силой закона, а общественным мнением.
Являясь одним из состояний правового сознания его деформация по своему содержанию значительно уже правовой культуры.
В силу этого деформированное правовое сознание и правовая культура соотносятся между собой как часть и целое.
Правовая культура, помимо деформированного правосознания включает иные личностные характеристики субъектов права (правовые привычки, правовые навыки, стереотипы поведения и т.д.).

[Back]