Проверяемый текст
етров, Владислав Руфович; Деформация правосознания граждан России (Диссертация 2000)
[стр. 94]

«Гайдаровское»1 замораживание вкладов (1992 г.) фактически означало их потерю.
Финансовый кризис, разразившийся в августе-сентябре 1998 г., сопровождался резким падением курса рубля, невиданным ростом цен, инфляцией, надвигающейся эмиссией, сокращением импорта, утратой доверия к России со стороны иностранных инвесторов, переводом валютных вкладов в рублевые по невыгодному для граждан принудительно установленному курсу.
Все это, вместе взятое, говорит о крайне неуважительном отношении государства и финансовых магнатов к собственным гражданам.
Человек и здесь стал средством осуществления чьих-то планов и интересов.
Особенно пагубно на состояние правосознания общества, отдельных социальных групп и граждан страны повлияла политика нашего государства, которое само регулярно переступало и переступает закон.
Как
справедливо отмечал П.А.
Горохов, на распространение массового нигилизма среди населения сказались такие правовые эксцессы государства, как присвоение народных вкладов государственным Сбербанком; «эпоха ваучеризации», приведшая к массовой распродаже государственного имущества; поддержка государственными средствами массовой информации различных мошеннических фондов и акционерных обществ и т.д.1
2 3 Несмотря на обилие правовых предписаний, многие из них нс исполняются, и в стране царит криминальный «беспредел» (заказные убийства, мошенничество в сфере экономики и торговли, циничные нарушения интересов вкладчиков и др.).
Эта ситуация вполне может быть охарактеризована как «война против всех».
Нарастает сепаратизм, в общественных нравах прочно укоренилась жестокость.
Нет интегрирующей идеи, указывающей путь выхода из кризиса и цель, к которой следует стремиться.
Состояние общества можно оценить как «дикий капитализм» с элементами командно-бюрократической системы, лишенный нравственных основ.4 1Петрухин И.Л.
Человек как социально-правовая ценность //Государство и право.
1998.
Хе 10.
С.С.
88.
2Там же.
С.
88.
3 Горохов П.А.
Социальная природа правового нигилизма.
Оренбург, 1998.С.56.

4Петрухин И.Л.
Человек как социально-правовая ценность // Государство и право.
199.
Хг 10.
С.
89.
[стр. 64]

малой социальной базы не получила должного авторитета, в связи с чем не стала основой прочного гражданского мира и согласия.
Налицо у определенной части населения, в том числе и у значительной части депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального собрания, внутренний конфликт между несогласием с отдельными положениями Основного закона и внешней необходимости их соблюдения.
То есть, в этом кроется новый источник правового нигилизма.
Как правильно* отмечал И.А.
Ильин, «честным, законопослушным можно быть только по личной убежденности, в силу личного решения.
Без этого нет правосознания и лояльности, и гражданин становится не опорой, а брешью в правопорядке».1 Конституционный нигилизм, вызванный неуважением к Основному закону и его игнорированием, в свою очередь вызывает неуважение и к другим законодательным актам.
Кризис правовой системы объясняется и тем, что Государственной Думой слабо ведется законодательная работа.
Вместо принятия новых законов производится количественная, либо качественная корректировка старых нормативных актов.
Наглядный пример тому это процесс принятия нового уголовно-процессуального кодекса, который затянулся на 5 лет и конца которому не видно.
А в тех случаях, когда принимаются новые законы, законодатели своевременно не разрабатывают механизмы их реализации.
Примером может служить отсутствие механизма реализации ст.
ст.
49 и 54 нового УК РФ, в связи с чем наказания в виде обязательных работ и ареста судами назначаться не могут.
На кризис правовой системы влияет и проводимая очень медленно судебная реформа, которая фактически свелась к введению института пожизненных судей.
С большим опозданием закреплен законодательно институт мировых судей2.
Практически потерпел провал эксперимент по введению института присяжных заседателей, что во многом объясняется отсутствием должного финансирования.
1 Ильин И.А.
Наши задачи.
М., 1993.
С.
182.
2 См.: Демидов В.
Федеральный закон действует, очередь за субъектами Федерации // Рос.
юстиция.
1999.
№5.
С.5.
124 Как продукт социальных отношений, правовой нигилизм обусловлен множеством и других причин: конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях, «война законов», изъяны в работе судебноследственных органов, политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, некомпетентность и коррумпированность государственных чиновников и т.д.
Не последнюю роль в этом процессе определенные негативные социально-личностные качества членов общества.
Особенно пагубно на состояние правосознания общества, отдельных социальных групп и граждан страны повлияла политика нашего государства, которое само регулярно переступало и переступает закон.
Как
правильно отметил П.А.
Горохов, на распространение массового нигилизма среди населения сказались такие правовые эксцессы государства, как присвоение народных вкладов государственным Сбербанком; «эпоха ваучеризации», приведшая к массовой распродаже государственного имущества; поддержка государственными средствами массовой информации различных мошеннических фондов и акционерных обществ и т.д.

Правовой нигилизм не знает пределов и не имеет своих границ.
Поэтому бороться с ним необходимо постоянно, используя экстраординарные и хорошо продуманные методы.
В этом плане очень актуальны предложения И.А.
Ильина, который советовал сделать все, «чтобы приблизить право к народу, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запреты, лояльно пользовался своими полномочиями».
«Право, по его мнению, -должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души».2 Третьей формой деформации правового сознания выступает правовой фетишизм, заключающийся в переоценке и в преувеличении регулятивных 1 См.: Горохов П.А.
Социальная природа правового нигилизма.
Оренбург, 1998.
С.56.

2 Ильин И.А.
О сущности правосознания.
М.,1993.
С.
31.
125 возможностей права.
Он имеет такие же древние корни, что и правовой нигилизм.

[Back]