экономических, социально-политических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и обществом в целях повышения правосознания и преодоления случаев его искажения. Важнейшим способом, направленным на выработку позитивного правосознания, выступает социально-нормативное воспитание. Оно, на наш взгляд, является самым оптимальным способом формирования положительного правосознания, включающий в себя в качестве важнейших элементов, прежде всего, правовое, а также неразрывно связанные с ним моральное, трудовое, физическое, эстетическое и другие формы воспитания. Сущность этого воспитательного комплекса заключается в том, что постепенно, по мере получения индивидом определенных знаний о жизни в обществе элементы воспитательного процесса усложняются. Если на первоначальном этапе воспитание выражается в виде разъяснения общедоступных и не сложных для усвоения положений через трудовое, физическое, моральное и эстетическое воспитание, то впоследствии элементы воспитательного процесса усложняются. Сюда в качестве «ядра» и включается правовое воспитание, которое может быть эффективным только при преломлении правовых норм через нормы, усвоенные индивидом ранее. То есть, наряду с общими социальными нормами индивиду разъясняется роль права и законности в общественной жизни. В основе социально-нормативного воспитания лежит информационный подход, который основывается на предпосылке о том, что формирование положительного правосознания и преодоление случаев его деформации возможно лишь при получении гражданами соответствующих правовых знаний. Еще в Резолюции VI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, было отмечено, что знание права помогает формированию сознательного отношения к жизни, основанного на принципах права, справедливости и морали, повышению общего уровня |
Учитывая разную степень социальной опасности отдельных форм деформации правового сознания, различия в их распространенности и в 153 глубине искаженности, мы должны констатировать, что не может быть единого универсального способа их преодоления. В этой работе невозможно использовать одни и те же подходы и методы. На наш взгляд, наиболее оптимальными здесь выступают воспитательные (информационные), предупредительные и принудительные методы. Информационные методы, являющиеся базой воспитательного воздействия, основаны на сознательном восприятии членами общества правовых знаний, установок и представлений. Использование их целесообразно в ходе организации работы по формированию положительного правосознания, а также по предупреждению случаев его деформации. Предупредительные методы направлены на выявление и устранение негативных факторов социальной среды, которые выступают в качестве причин и условий деформации правового сознания. Эти методы целесообразно использовать по предупреждению и преодолению деформации общественного и группового правосознания, а также таких ее форм, какими выступают правовой инфантилизм, правовой нигилизм и правовой фетишизм. Они могут применяться и на индивидуальном уровне для предупреждения, а также преодоления деформации индивидуального правосознания путем устранения порождающих ее причин и условий. Их использование должно сопровождаться системой социально-экономических, социальнополитических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и обществом в целях повышения правосознания и преодоления случаев его искажения. Особое место среди других методов преодоления деформации правового сознания занимают методы принуждения, которые связаны с применением к правонарушителям мер уголовно-правового, административно-правового и иного характера. Связано это с тем, что использование их возможно лишь по отношению к лицам с перерожденным правосознанием, искаженные правовые взгляды и представления которых проявляются в совершении преступлений и иных правонарушений. 154 Методы принуждения, связанные с применением наказания или иного взыскания, играют роль как общего, так и специального предупреждения и преодоления деформации правового сознания. Применяемые с соблюдением принципов законности, неотвратимости и справедливости, они способствуют закреплению в общественном, групповом и индивидуальном сознании требований правовых норм. То есть, они выступают в качестве рычагов повышения правового сознания и преодоления проявлений его деформации. А через правовое сознание индивидов они воздействуют и на их поведение. Причем, такое возможно лишь в случаях, когда поведение индивида подконтрольно сознанию и воле. В противном случае, наказание либо иное взыскание являются бессмысленными и безнравственными. Как указывается в научной литературе, «принуждение это обоюдоострый инструмент социальной регуляции и нравственного воспитания, пользоваться которым необходимо крайне осторожно»1. Таковы основные методы, применение которых целесообразно для преодоления деформации правового сознания как на общественном, так и групповом и индивидуальном уровнях. Их использование предполагает выбор трех подходов в данной работе: воспитательного, предупредительного и принудительного. Важнейшим способом, направленным на выработку позитивного правосознания, выступает социально-нормативное воспитание. 2.2.1 Социально-нормативное воспитание как основной способ формирования положительного правосознания граждан. Социально-нормативное воспитание, на наш взгляд, является самым оптимальным способом формирования положительного правосознания и преодоления в нем пробелов и искажений. Оно представляет комплексный процесс, включающий в себя в качестве важнейших элементов прежде всего 1 Моральный выбор. М, 1980. С. 152. 155 правовое, а также неразрывно связанные с ним моральное, трудовое, физическое, эстетическое и другие формы воспитания. Сущность данного воспитательного комплекса заключается в том, что постепенно, по мере получения индивидом определенных знаний о жизни в обществе элементы воспитательного процесса усложняются. Если на первоначальном этапе воспитание выражается в виде разъяснения общедоступных и не сложных для усвоения положений через трудовое, физическое, моральное и эстетическое воспитание, то впоследствии элементы воспитательного процесса усложняются. Сюда в качестве «ядра» включается правовое воспитание, которое может быть эффективным только при преломлении правовых норм через нормы, усвоенные индивидом ранее. То есть, наряду с общими социальными нормами индивиду разъясняется роль права и законности в общественной жизни. В основе социально-нормативного воспитания лежит информационный подход, который основывается на предпосылке о том, что формирование положительного правосознания и преодоление случаев его деформации возможно лишь при получении гражданами соответствующих правовых знаний. Эта точка зрения имеет давнюю традицию, поддерживается большинством российских ученых, находит свое отражение и в международных документах. Так, например, в Резолюции VI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, было отмечено, что знание права помогает формированию сознательного отношения к жизни, основанного на принципах права, справедливости и морали, повышению общего уровня состояния законности и общественного порядка и усилению роли каждого гражданина в решении важных проблем общественной жизни1. Социально-нормативное воспитание начинается с рождения субъекта. Еще в раннем детстве усвоение правил поведения происходит на уровне 1 См.: Доклад VI Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. (Каракас, 1980). Нью-Йорк, 1981. С.34. 156 психического отражения и закрепляется в навыках, которые могут доходить до автоматизма. В связи с этим, ребенок, растущий в «тяжелой обстановке», может усвоить негативные образцы поведения, которые впоследствии окажут воздействие и на духовное развитие. Именно поэтому на раннем этапе своего формирования человек осмысливает предъявляемые обществом правовые требования в соответствии с уровнем своего духовного развития. Это должно предостерегать от возможности раннего загрязнения духовного мира, укоренения потребностей и привычек, опасных для общества, а следовательно, и для человека как его части. Даже если человек полагает благом для себя нечто неприемлемое для общества, это не может быть благом уже потому, что ведет к конфликту (с самим собой, с окружающими людьми, с обществом). Необходимо отметить, что социально-нормативное воспитание начинается с освоения элементарных норм, среди которых сугубо правовых немного. Например, в раннем возрасте разъясняется, что нельзя без разрешения брать чужие вещи, нельзя обижать маленьких детей, нельзя издеваться над животными. Постепенно количество нормативно-правовой информации становится больше. По мере социализации поведенческие акты субъекта, соответствуя или не соответствуя действующим правовым моделям, начинают воплощать трансформированные им образцы нравственного (или соответственно безнравственного), экологического, эстетического и т. д. плана. Иного и быть не может. Ведь правовая норма, лучше или хуже усвоенная субъектом, а точнее, образ нормы в индивидуальном сознании, наполняется в каждом отдельном случае личностным содержанием. Следует констатировать, что если малолетние дети улавливают образцы поведения только поверхностно, и это является основным способом получения ими информации о существующих способах общения, то по мере взросления количество словесной информации, направляемой на субъект, растет. |