Проверяемый текст
Рудаков, Михаил Николаевич; Региональный рынок труда, механизм формирования и функционирования : На примере Республики Карелия (Диссертация 2002)
[стр. 41]

стройкой производства, но продолжают формально оставаться в штате предприятия.
Конечно, перспектива у таких работников не очень радужная: сохранение тенденций экономического развития сулит им переход в категорию
безработных, но вместе с тем имеется и вероятность закрепления в рядах "нормально" занятых.
Трудность атрибутирования этой категории безработных заключается в ее статистической неопределенности, В документах Международной организации труда скрытая безработица отождествляется с неполной занятостью, которая может выступать в явной или скрытой форме.
Критерием их разграничения является полнота использования рабочего времени: явная есть вынужденная работа в режиме сокращенного рабочего времени, скрытая не связана с сокращением рабочего времени, но либо характеризуется ненормально низкой производительностью труда или>заработной
платы, либо не позволяет работнику полностью использовать-свои способности к труду и квалификацию.
Скрытая неполная занятость в данной трактовке является, по нашему мнению, весьма либеральным понятием, имеющим, в основном, аналитический потенциал.
Определить границы и измерить это явление количественно проблематично, ибо оно отражает степень соответствия используемых факторов производства.

Таджикская статистика, основываясь на определениях и рекомендациях Международной организации труда, определяет неполную видимую занятость как количество лиц наемного труда, которые вынуждены работать (по инициативе администрации, работодателя, а также из-за отсутствия рабочих мест с полной занятостью на рынке рабочей силы) меньше установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени (неполная рабочая неделя или неполный рабочий день), ищут дополнительную работу или готовы работать дополнительно.
Сразу обратим внимание, что находящиеся в административных отпусках работники не включаются в состав указанной категории.
Это тем более
41
[стр. 165]

вать простое воспроизводство рабочих мест отрасли в условиях сокращения реального производства.
В тоже время тысячи работников, высвобожденные в результате сокращения производства из лесопромышленного комплекса Карелии основы экономики и экспорта региона, не могут быть прогрессивно трудоустроены из-за отсутствия рабочих мест.
Экономика республики не просто сохраняет доперестроечную ориентацию.
Многократное сокращение производства технологичной промышленной продукции (тракторы, деревообрабатывающие станки, железобетонные конструкции и изделия, древесно-волокнистые плиты, картон, целлюлоза и бумага) и адекватное изменение структуры занятости свидетельствуют о постепенном снижении качественных показателей ее развития.
Таким образом, структурная безработица затронула в Карелии только одну часть рынка труда спрос на труд в традиционных отраслях, существенно его сократив.
Отсутствие спроса со стороны технологически прогрессивных рабочих мест не изменяет структуру предложения труда, ограничивает возможности профессионального развития и переориентации работников.
По существу, структурная безработица в Карелии продолжает нарастать лишь потенциально, как условие будущего изменения структуры занятости.
Неадекватность региональной безработицы естественным рыночным условиям проявляется не только в своеобразном содержании ее циклической, фрикционной и структурной форм.
Российский и региональный рынки труда вызвали к жизни в достаточно заметных объемах формы безработицы, не являющиеся сколько-нибудь весомыми в развитой рыночной экономике.
Среди таких форм безработицы необходимо в первую очередь назвать скрытую.
По существу, к “скрытым” безработным можно отнести работников, которые стали излишними в связи с сокращением или структурной перестройкой производства, но продолжают формально оставаться в штате предприятия.
Конечно, перспектива у таких работников не очень радужная: сохранение тенденций экономического развития сулит им переход в категорию


[стр.,166]

безработных, но вместе с тем имеется и вероятность закрепления в рядах “нормально” занятых.
Трудность атрибутирования этой категории безработных заключается в ее статистической неопределенности.
В документах Международной организации труда скрытая безработица отождествляется с неполной занятостью, которая может выступать в явной или скрытой форме.
Критерием их разграничения является полнота использования рабочего времени: явная есть вынужденная работа в режиме сокращенного рабочего времени, скрытая не связана с сокращением рабочего времени, но либо характеризуется ненормально низкой производительностью труда или
заработной платы, либо не позволяет работнику полностью использовать свои способности к труду и квалификацию83.
Скрытая неполная занятость в данной трактовке является, по нашему мнению, весьма либеральным понятием, имеющим, в основном, аналитический потенциал.
Определить границы и измерить это явление количественно проблематично, ибо оно отражает степень соответствия используемых факторов производства.

Российская статистика, основываясь на определениях и рекомендациях Международной организации труда, определяет неполную видимую занятость как количество лиц наемного труда, которые вынуждены работать (по инициативе администрации, работодателя, а также из-за отсутствия рабочих мест с полной занятостью на рынке рабочей силы) меньше установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени (неполная рабочая неделя или неполный рабочий день), ищут дополнительную работу или гото0 4 вы работать дополнительно .
Сразу обратим внимание, что находящиеся в административных отпусках работники не включаются в состав указанной категории.
Это тем более
выи Surveys of economically active population, employment, unemployment and underemployment: An ILO manual on concepts and methods (by Hussmanns R., Mehran F.
and Verma W.), ILO, Geneva, 1990.
84 Основные методологические положения no классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости: Утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 мая 1993 года Ха 67 // Экономика и жизнь.
1993.
Ха 22.
C.2I.

[Back]