Проверяемый текст
Горина Мария Станиславовна. Теоретические и методологические аспекты государственного регулирования внешнеэкономических отношений России в процессе глобализации (Диссертация 2004)
[стр. 118]

11$ в' * * снижение занятости, рост безработицы и связанных с этим социальных проблем.
Действительно, состояние рынка труда напрямую зависит от состояния отраслей российской экономики, от соотношения импорта товаров и технологий (прямых инвестиций) в ее отдельные сектора а также наличия средств
ш возможностей для проведения корректирующей социальной, политики и политики в области занятости.
Побочным эффектом в сфере занятости может стать миграция трудовых ресурсов, связанная с реструктуризацией экономики.
Аналогичной точки зрения придерживается О.В.Еремеев [157].
В то же время проблема миграции трудовых ресурсов в России связана с низкой мобильностью труда, обусловленной наличием института прописки, отсутствием рынка жилья (в т.ч.
его аренды), низким уровнем накопленного богатства, проблемами медицинского, социального и пенсионного обеспечения мигрантов.
Решение данной проблемы потребует измененияроссийского трудового законодательства, а также конкретных финансовых расходов на уровне государства и работодателей.
В то же время существует мнение, что «...
никакие события типа вступления в ВТО или продолжающейся реструктуризации экономики не приведут к
резкому всплеску безработицы» [153] (В.Гимпельсон, Центр трудовых исследований Высшей школы экономики).
Существует еще один интересный подход.
Вступление России в ВТО благо, за которое придется платить.
В этом отношении цель государства нахождение баланса выгод и уступок (потерь), создание такой институциональной среды, чтобы положительное «сальдо» этого баланса приходилось на долгосрочный период.

Для выявления совокупного результата вступления, России, в ВТО рядом исследовательских коллективов и отдельными учеными разработаны макроэкономические модели.
Наиболее обоснованными являются: модель
К.В.Юдаевой предложенная в рамках проекта «Секториальный и региональный анализ последствий вступления России в ВТО: оценка издержек и выгод» [83],
[стр. 109]

Америке и других странах» [153].
По мнению других представителей автомобильного бизнеса, российский Автопром имеет свои конкурентные преимущества.
Так, генеральный директор БМВ в России Вольфганг Шлимме, небезосновательно утверждает, что «...нет ни одного другого производителя в мире, который мог бы предложить новый автомобиль в ценовом сегменте от 2 до 5 тыс.
долларов.
В этом нижнем сегменте никто не может составить адекватную конкуренцию российским производителям» [49].
Действительно, в определенных сегментах Россия относительно конкурентоспособна.
Например, автомобили ИЖ-«Ода» сегодня среди иностранных производителей практически не имеют равных в своей ценовой нише (менее 3 тыс.долларов)..
Ценовой отрыв «Газелей», «Соболей» и «Баргузинов» (5-7 тыс.долларов) от зарубежной техники ведущих мировых производителей настолько велик, что даже несмотря на их низкий технический-уровень, в этом сегменте рынка российские изделия не сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны импорта аналогичных новых изделий.
Серьезным аргументом против вступления в ВТО является возможное снижение занятости, рост безработицы и связанных с этим социальных проблем.
Действительно, состояние рынка труда напрямую зависит от состоянияотраслей российской экономики, от соотношения импорта товаров*и технологий (прямых инвестиций) в ее отдельные сектора, а также наличия средств
Ис возможностей для проведения корректирующей социальной политики и политики в области занятости.
Побочным эффектом в сфере занятости может стать миграция трудовых ресурсов, связанная с реструктуризацией экономики.
Аналогичной точки зрения придерживается О.В.Еремеев [157].
В то же время проблема миграции трудовых ресурсов в России связана с низкой мобильностью труда, обусловленной наличием института прописки, отсутствием рынка жилья (в т.ч.
его аренды), низким уровнем накопленного богатства, проблемами медицинского, социального и пенсионного обеспечения мигрантов.
Решение данной проблемы потребует изменения российского трудового законодательства, а также конкретных финансовых расходов на уровне государства и работодателей.
В то же время существует мнение, что «...никакие события типа вступления в ВТО или продолжающейся реструктуризации экономики не приведут к
109

[стр.,110]

резкому всплеску безработицы» [153] (В.Гимпельсон, Центр трудовых исследований Высшей школы экономики).
Существует еще один интересный подход.
Вступление России в ВТО благо, за которое придется платить.
В этом отношении цель государства нахождение баланса выгод и уступок (потерь), создание такой институциональной среды, чтобы положительное «сальдо» этого баланса приходилось на долгосрочный период.

Поэтому можно согласиться с зампредседателя правления.
Росевробанка Д.Суздальцевым, что «вступать в ВТО надо, но надо и понимать, что за все придется платить.
Кроме падения неэффективных производств придется смириться и с подорожанием электроэнергии, объединением финансовых и банковских рынков, и с тем, что «Жигули» никогда не станут лучшим в мире автомобилем» [152].
Наиболее чувствительным на сегодняшний день в переговорном процессе представляется вопрос о ценах на энергоносители .
Главный торговый партнер России Европейский союзпредлагает либерализовать энергорынок, сократить сверхрегулирование, приравнять внутренние цены на энергоносители к мировым, расценивая низкие: внутренние цены как скрытое субсидирование российского рынка, вопреки требованиям ВТО.
По мнению европейцев, большинство отраслей от повышения цен на энергоносители не пострадает, зато в стране в целом вырастет энергоснабжение и экономика станет более рыночной, после чего Россию примут в ВТО.
На самом деле снижение энергоемкости национального хозяйства вследствие удорожания энергоресурсов может произойти лишь в долгосрочном периоде, когда станет возможным существенное обновление технологических процессов и машинного парка.
Ясно, что за это время большая часть российской промышленности с ее технологической отсталостью окажется «задушенной».
Дело в том, что низкая цена ресурсов долгое время была (и до сих пор является) причиной высокого уровня энерго-, материалоемкости национального дохода.
Благодаря ей сформировались определенные промышленные структуры,.
разрушить которые может только время.
Это означает, что доведение цен сырьевых ресурсов до мирового уровня приведет к повышению цены российской продукции выше мирового уровня..
Очевидным последствием таких процессов станут также внутренняя: инфляция, обесценение рубля, снижение реальных доходов населения.
Можно согласиться

[стр.,111]

с М.Медведковым, что «...эксперты Еврокомиссии фактически: идут по пути двойных стандартов и пытаются через поправки к антидемпинговым правилам Евросоюза лишить нас естественных конкурентных преимуществ от недорогих электроэнергии, труда, сырья» [154].
Интересные аргументы приводит А.Лившиц: «в то время, как существует понятие «мировая1 цена на нефть», понятие «мировая цена на электроэнергию»отсутствует...Россия не виновата в том, что богата энергоресурсами, что в результате может позволить себе дешевое электричество.
Заставлять Россию поднимать цены на электроэнергию все равно, что заставлять китайцев продавать рис по ценам мирового рынка внутри страны» [103; С.52].
Что касается требования Евросоюза о повышении цен на другие энергоносители, по данным исследования Всемирного банка, внутренние цены на газ в России близки к его средней долгосрочной предельной стоимости [103; С.52].
Хотя исследование, проведенное по заказу компании НегппШбе Сарка1 Мепе^шеШ, показало, что даже двукратный рост цены газа мало повлияет на общее увеличение уровня, цен в стране [117; С.58], детальное изучение этого вопроса требует построения модели общего равновесия.
Поскольку Европейский союз уже снял требованиеповышения цены газа и,настаивает только на реформировании газовой отрасли, изменение цены российского газа теперь зависит от того; насколько реформа будет способствовать повышению эффективности газового сектора.
Таким образом, задача ведущихся переговоров о вступлении добиться наилучших условий для России, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения.тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
Для выявления совокупного результата вступления России в ВТО рядом исследовательских коллективов и отдельными учеными разработаны макроэкономические модели.
Наиболее обоснованными являются::модель
К.В;Юдаевой, предложенная в рамках проекта « Секториальный и региональный анализ последствий вступления России в ВТО: оценка издержек и выгод» [83], и методики, разработанные коллективом РАН и Национальным инвестиционным сове

[Back]