Проверяемый текст
Горина Мария Станиславовна. Теоретические и методологические аспекты государственного регулирования внешнеэкономических отношений России в процессе глобализации (Диссертация 2004)
[стр. 120]

120 » * его значение в российской экономике (0,26-0,32) существенно ниже, чем в большинстве развивающихся стран (Аргентина 0,33 Колумбия 0,47 Малайзия 0,52 Индия 0,60) и ниже, чем во многих развитых странах (США -0,60 Германия 0,39 Великобритания — 0,24) б) индекс защищенности сектора связи (автор Топпу \Уаггеп), например, по отрасли телекоммуникаций он составляет: в России — 0,55 США, Дании, Японии, Германии 0,03-0,05 Перу и Мексике 0,51-0,53 Польше 0,66 Китае 0,81.
Ясно, что по мере развития
рынка услуг мобильной связи значение этого индекса в России будет уменьшаться.
В отдельных работах отмечается необходимость учета также перекрестных эффектов различных отраслей российской экономики, их кроссекториальных последствий.
Интересной идеей, требующей поддержки и.
одобрения, является утверждение, что конкурентоспособность России в глобальной экономике зависит не столько от вступления или невступления России в ВТО, сколько от изменений внутренней предпринимательской среды.
Так, М.Горбанем, С.Гуриевым и
КЛОдаевой [119] разработана концепция мобильности как ключевого фактора конкурентоспособности российских товаров и услуг на внутреннем и внешних рынках.
Эта мобильность включает четыре элемента: мобильность капитала внутрикорпоративная мобильность (способность предприятий к инновациям и гибкость информационных структур) мобильностью трудовых ресурсов: горизонтальная (географическая) и вертикальная (профессиональная), связанная с накоплением человеческого капитала информационная мобильность (как условие снижения трансакционных издержек).
Анализ суммарных издержек и выгод вступления России в ВТО обязательно должен включать расчет выигрыша потребителя от усиления
[стр. 112]

том в аналитическом отчете «Народохозяйственные последствия присоединения России к ВТО» [89].
Достоинствами указанных работ являются: расчет и обоснование показателей эластичности выпуска и.
занятости по уровню тарифа и импорту для разных отраслей и товарных групп, а также эластичности замещения импортных и отечественных товаров по группе потребительских товаров длительного пользования; учет взаимного влияния снижения импортных пошлин и динамики валютного курса на процессы импортозамещения в отраслях отечественной экономики.
В то же время недостатком этих моделей является ограничение исследования изучением последствий изменения только импортных пошлин.
В других работах, например в проекте А.Земницкого [125], проводится оценка последствий устранения нетарифных барьеров для иностранных товаров в секторе услуг российской экономики, где автор применяет структурный подход, а также рассчитывает индекс защищенности банковского сектора: (который в России составляет 0,32), коэффициент защищенности страхового сектора (0,5) и др.
Особый интерес представляют также гравитационные модели А.Белянина [112], Манковской и Еременко [171].
Согласно полученным авторами результатам, объем российского экспорта в настоящих условиях существенно ниже равновесного и может значительно возрасти после вступления России в ВТО.
Поэтому чрезвычайно важны в настоящих условиях селективные (выборочные) внешнеторговая и промышленная политики, направленные на стимулирования притока инвестиционных товаров, а не продукции потребительского спроса.
В некоторых исследованиях [83] используются также индексы, рассчитанные зарубежными учеными: а) индекс ограничителъности, показывающий степень защищенности рынка морских перевозок в России (автор — МсОшге), его значение в российской экономике (0,26-0,32) существенно ниже, чем в большинстве развивающихся стран ( Аргентина 0,33; Колумбия 0,47; Малайзия 0,52; Индия 0,60) и ниже, чем во многих развитых странах (США 0,60; Германия 0,39; Великобритания 0,24); в) индекс защищенности сектора связи ( автор Топпу ЧУаггеп), например, по отрасли телекоммуникаций он составляет: в России 0,55; США, Дании, Японии, Германии 0,03-0,05; Перу и Мексике 0,51-0,53; Польше 0,66; Китае 0,81.
Ясно, что по мере развития
112

[стр.,113]

рынка услуг мобильной связи значение этого индекса в России будет уменьшаться..
В отдельных работах отмечается необходимость учета также перекрестных эффектов различных отраслей российской экономики, их кроссекториальных последствий.
Интересной идеей, требующей поддержки и одобрения, является утверждение, что конкурентоспособность России в глобальной экономике зависит не столько от вступления или невступления России в ВТО, сколько от изменений внутренней предпринимательской среды.
Так, М.Горбанем, С.Гуриевым и
К.Юдаевой [119] разработана концепция мобильности как ключевого фактора конкурентоспособности российских товаров и услуг на внутреннем и внешних рынках.
Эта мобильность включает четыре элемента: мобильность капитала; внутрикорпоративная мобильность (способность предприятий к инновациям и гибкость информационных структур); мобильность трудовых ресурсов: горизонтальная (географическая) и вертикальная (профессиональная), связанная с накоплением человеческого капитала; информационная мобильность (как условие снижения трансакционных издержек).
Анализ суммарных издержек, и выгод вступления России в ВТО обязательно должен включать расчет выигрыша потребителя от усиления
ценовой и неценовой конкуренции на потребительском рынке.
Потребители выигрывают непосредственно от снижения пошлин, а опосредованно от большего разнообразия потребительского выбора, увеличения соотношения полезность/цена товара (рост относительной полезности происходит благодаря, действию автоматических регуляторов потребительского выбора).
Все это выражается в эффекте дохода —то есть непосредственной экономии потребительского бюджета.
Так, по расчетам К.Юдаевой, «суммарный выигрыш потребителей от снижения импортных тарифов на товары восьми товарных групп составит примерно 54 тыс.
рублей в среднем на 100 членов домохозяйств или в среднем 16% от расходов на данные группы товаров» [83; исследование 4].

[Back]