146 Заключение Рубеж XVIII XIX вв. был временем истинного расцвета философской и исторической мысли Германии. Этот период характеризовался большими изменениями во всех сферах общественной жизни общества экономике, политике, социальной сфере и духовной жизни. Этот временной промежуток включил в себя целый ряд блестящих философов, историков, социологов. На примере одного из них, Фридриха Кристофа Дальмана, мы в своей диссертационной работе постарались показать, как в жизни конкретного учёного преломилась целая эпоха в жизни страны, нашли своё отражение дискуссии, идеи, гипотезы, которые пронизывали философию и историю в данный период. Ф. К. Дальман был ярким представителем умеренной либеральной интеллигенции. В своей работе мы сделали попытку не только осветить основные этапы жизненного пути одного из видных либералов Германии XIX века, но и попытались понять сущность немецкого либерализма в этот период. Мы пришли к выводу, что Дальман относился к той части немецкой интеллигенции, на которую огромное влияние оказали Великая Французская революция, деятельность Наполеона I , освободительные войны в Европе и Америке. В то же время в биографии Дальмана отразилась неуверенность либеральной части общества в своих силах , что было связано не только с малочисленностью данного общественнополитического лагеря, но и с не до конца сформулированными ( даже для себя ) требованиями. Всё это привело к поражению Дальмана и его сторонников в ходе революции. 1848 года, к постепенному установлению в Германии доминирования Пруссии, что нашло своё отражение в объединении Бисмарком страны « железом и кровью ». Дальман был активным участником общественнополитической жизни страны. В дореволюционный период это находило своё выражение в работе над «Немецкой газетой», участии в « Геттингенском протесте», в лекционной |
171 Заключение Конец XVIII XIX вв. были временем истинного расцвета философской и исторической мысли в Германии. Этот период характеризовался большими качественными изменениями во всех сферах жизни общества экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Это временной промежуток включил в себя целый ряд блестящих философов, историков, социологов. На примере одного из них, Георга Готфрида Гервинуса, мы в своей диссертационной работе постарались показать, как в жизни конкретного учёного преломилась целая эпоха в жизни страны, нашли своё отражение те дискуссии, идеи, гипотезы, которые пронизывали философию и историю в данный период. Г.Г. Гервинус был ярким представителем умеренной либеральной интеллигенции. В своей работе мы сделали попытку не только осветить основные этапы жизненного пути одного из видных либералов Германии XIX века, но и попытались понять сущность немецкого либерализма в этот период. В частности мы пришли к выводу, что Г.Г. Гервинус относился к той части немецкой интеллигенции, на которую огромное влияние оказали Великая Французская революция, деятельность Наполеона I, освободительные войны в Европе и Америке. Всё это сделало их сторонниками необходимости объединения Германии, а также проведения либеральных реформ. В то же время в биографии Гервинуса отразилась неуверенность либеральной части общества в своих силах, что было связано не только с малочисленностью данного общественнополитического лагеря, но и с не до конца сформулированными (даже для себя) требованиями. Всё это привело к поражению Гервинуса и его сторонников в ходе революции 1848 года, к постепенному установлению в Германии доминирования Пруссии, что нашло своё выражение в объединении Бисмарком страны «железом и кровью». В своей работе мы показали, что Г.Г. Гервинус воспринимал активную политическую деятельность как обязанность для любого 172 учёного. В дореволюционный период это находило своё выражение в работе над «Немецкой газетой», участии в «гейдельбергском протесте», в лекционной деятельности, освещавшей события новейшей истории. Однако после революции 1848 года он постепенно отходит от активной общественной деятельности, что связано с его резким неприятием тех методов, которыми Бисмарк вёл Германию к объединению. Сторонник в теории идеи развития духовной и гражданской свободы, Гервинус и на практике старался придерживаться этой точки зрения. Такой взгляд привёл к оппозиции политики Бисмарка, что, в свою очередь, послужило постоянной травле учёного, как со стороны властей, так и со стороны коллег-учёных. В то же время нельзя не отметить, что Гервинус оказался во многом провидцем, предрекая в будущем различные катаклизмы не только Германии, объединившейся по силовому сценарию, но и Европе в целом. Символично, что умер учёный практически в одно время с тем моментом, когда в Версале было объявлено о создании Германской империи. Это событие фактически перечеркнуло все те идеи, которые были озвучены учёным в его «Истории XIX столетия», однако, впоследствии именно эти идеи послужили основой для возрождения Германии после поражения в первой мировой войне. Анализируя исторические взгляды Г.Г. Гервинуса мы пришли к выводу, что большое влияние на них оказали работы таких историков и философов, как Аристотель, Фукидид, Полибий, Н. Макиавелли, Ф.Х. Шлоссер, И. Кант, И.Г. Гердер, Гегель, И. Фихте. В частности, мы установили, что при рассмотрении проблемы объективности исторического познания, Гервинус активно использовал основы теории познания И. Канта, а также подход к историческим фактам и историческим источникам, предложенный его учителем Ф.Х. Шлоссером. Рассматривая проблему динамики исторического развития, Гервинус опирался на учение Аристотеля, кроме того, здесь же заметно влияние |