деятельности, освещавшей события новой истории. Однако после революции 1848 года он постепенно отходит от активной общественной деятельности, что связано с невозможностью реализации его конституционных идей, разработанных в рамках деятельности Франкфуртского национального собрания. Сторонник в теории идеи развития духовной и гражданской свободы, Дальман и на практике старался придерживаться этой точки зрения. Анализируя исторические взгляды Ф.К. Дальмана , мы пришли к выводу, что большое влияние на них оказали работы таких историков и философов, как Аристотель, Фукидид, Полибий, Н. Макиавелли, Ф.Х. Шлоссер, И. Кант, И.Г. Гердер, Гегель, И. Фихте. В частности, мы установили, что при рассмотрении проблемы объективности исторического познания, Дальман активно использовал основы теории познания И. Канга, а также подход к историческим фактам и историческим источникам, предложенный его учителями Ф.Х. Шлоссером, Б.Нибуром и Ф.А. Вольфом. Рассматривая проблему целостности исторического развития, Дальман опирался на учение Аристотеля, кроме того, здесь же заметно влияние Гегеля. Заявляя о необходимости нести в исторических исследованиях воспитательную нагрузку, Дальман ссылается на Н. Макиавелли и французских просветителей. В основе теории и методологии истории Дальмана лежало положение о том, что вопрос объективности исторического познания связан, прежде всего, с анализом и интерпретацией источников. Дальман вошел в мировую историческую науку как историк политик и первый ученый, предложивший оригинальную методику интерпретации древностей. Данная методика отражена в его произведении « Исследования в области истории». Основная теоретическая работа ученого «01е Ро1шк » отражает генезис немецкого конституционализма. Мысли Дальмана по поводу немецкой конституции, высказанные на страницах издания, позднее легли в основу государственной конституции 1850 г. 147 |
172 учёного. В дореволюционный период это находило своё выражение в работе над «Немецкой газетой», участии в «гейдельбергском протесте», в лекционной деятельности, освещавшей события новейшей истории. Однако после революции 1848 года он постепенно отходит от активной общественной деятельности, что связано с его резким неприятием тех методов, которыми Бисмарк вёл Германию к объединению. Сторонник в теории идеи развития духовной и гражданской свободы, Гервинус и на практике старался придерживаться этой точки зрения. Такой взгляд привёл к оппозиции политики Бисмарка, что, в свою очередь, послужило постоянной травле учёного, как со стороны властей, так и со стороны коллег-учёных. В то же время нельзя не отметить, что Гервинус оказался во многом провидцем, предрекая в будущем различные катаклизмы не только Германии, объединившейся по силовому сценарию, но и Европе в целом. Символично, что умер учёный практически в одно время с тем моментом, когда в Версале было объявлено о создании Германской империи. Это событие фактически перечеркнуло все те идеи, которые были озвучены учёным в его «Истории XIX столетия», однако, впоследствии именно эти идеи послужили основой для возрождения Германии после поражения в первой мировой войне. Анализируя исторические взгляды Г.Г. Гервинуса мы пришли к выводу, что большое влияние на них оказали работы таких историков и философов, как Аристотель, Фукидид, Полибий, Н. Макиавелли, Ф.Х. Шлоссер, И. Кант, И.Г. Гердер, Гегель, И. Фихте. В частности, мы установили, что при рассмотрении проблемы объективности исторического познания, Гервинус активно использовал основы теории познания И. Канта, а также подход к историческим фактам и историческим источникам, предложенный его учителем Ф.Х. Шлоссером. Рассматривая проблему динамики исторического развития, Гервинус опирался на учение Аристотеля, кроме того, здесь же заметно влияние |