150 Рассматривая взгляд Дальмана на проблему развития исторического процесса, необходимо отметить, что она носит прогрессивный характер, а в основе этого прогресса лежит развитие духовной и гражданской свободы. Однако то влияние, которое оказали на него работы древнегреческих учёных Аристотеля, Полибия и Фукидида, а также взгляды Н. Макиавелли и Дж. Вико сказалось таким образом, что при всей безусловной прогрессивности теория исторического развития Дальмана включает в себя и элементы циклической теории. Это проявлялось, в частности в том, что учёным активно использовался сравнительный метод, а также проводились прямые параллели между отдельными этапами историческою развития. Таким образом, в своей работе мы пришли к выводу, что взгляд на историческое развитие Ф. К. Дальмана представляет собой некий синтез двух основных направлений, что указывает на переходный этап, в котором находилась немецкая историческая наука в этот период. Исследование Дальмана проблемы исторического развития было одним из первых, где профессивное развитие включало как этапы восходящего, так и нисходящег о развития, что было достаточно контрастным по сравнению с эпохой Просвещения. Основной идеей, которая определяла развитие человеческой истории на всём её протяжении, было, по мнению Дальмана, развитие духовной и фажданской свободы. Само эго понятие «свобода» учёным никак не расшифровывается, поэтому судить о нём можно только по косвенным данным. Исходя из общего смысла исследования Дальмана, можно сделать вывод, что понятие «свобода» включала для него возможность человека активно участвовать в общественной и политической жизни своего государства. Залогом этого, а значит основой свободы, в разные эпохи были и военная сила, и материальное богатство, и, наконец, образование. Исходя из представлений Дальмана, можно сделать вывод, что развитие свободы предполагает, прежде всего, вовлечение всё большего числа людей в общественную жизнь, а затем распространение этого процесса на другие |
150 Постижение идеи, по мнению Гервинуса, является самой главной задачей историографа. Причём постичь он может только саму идею, причину её от него скрыты и недоступны, как недоступна и конечная цель развития этой идеи. Когда идея понята, факты начинают подбираться под неё, неподходящие в исследование уже не попадают. Здесь наблюдается противоречие, о котором уже говорилось в параграфе о сути понимания Гервинусом понятия объективности исторического познания. Основной идеей, которая определяла развитие человеческой истории на всём её протяжении, было, по мнению Гервинуса, развитие духовной и гражданской свободы. Само это понятие «свобода» учёным никак не расшифровывается, поэтому судить о нём можно только по косвенным данным. Исходя из общего смысла исследования Гервинуса, можно сделать вывод, что понятие «свобода» включала для него возможность человека активно участвовать в общественной и политической жизни своего государства. Залогом этого, а значит основой свободы, в разные эпохи были и военная сила, и материальное богатство, и, наконец, образование. В связи с этим интересен вопрос, что означает «развитие свободы»? Исходя из представлений Гервинуса, можно сделать вывод, что это развитие предполагает, прежде всего, вовлечение всё большего числа людей в общественную жизнь, а затем распространение этого процесса на другие города, государства и народы. О развитии свободы вглубь у Гервинуса ничего не говорится, что позволяет достаточно критично подойти к концепции автора. Ведь именно развитие духовной стороны жизни людей должно приводить и к изменению в политической и других сферах, однако у исследователя видна только обратная зависимость, когда свобода развивается только в связи с развитием общественно-политических институтов. С понятием «развития свободы» тесно связана проблема направленности исторического процесса. Здесь опять же речь идёт 176 этом он исследовал эти движения не только в близкой ему Европе, но и в Южной и Латинской Америке. Что же касается непосредственно самой теории исторического развития, то необходимо отметить, что она носит прогрессивный характер, а в основе этого прогресса лежит развитие духовной и гражданской свободы. Однако то влияние, которое оказали на него работы древнегреческих учёных Аристотеля, Полибия и Фукидида, а также взгляды Н. Макиавелли и Дж. Вико сказалось таким образом, что при всей безусловной прогрессивности теория исторического развития Гервинуса включает в себя и элементы циклической теории. Это проявлялось, в частности в том, что учёным активно использовался сравнительный метод, а также проводились прямые параллели между отдельными этапами исторического развития. Таким образом, в своей работе мы пришли к выводу, что взгляд на историческое развитие Г.Г. Гервинуса представляет собой некий синтез двух основных направлений, что указывает на переходный этап, в котором находилась немецкая историческая наука в этот период. Исследование Гервинуса проблемы исторического развития было одним из первых, где прогрессивное развитие включало как этапы восходящего, так и нисходящего развития, что было достаточно контрастным по сравнению с эпохой Просвещения. Понятие «Идея» центральное в теоретико-методологических взглядах Гервинуса, является тем краеугольным камнем, вокруг которого учёный строил свою теорию исторического развития, а также рассматривая конкретные проблемы этого процесса движущие силы истории, роль личности и народных масс, народные движения и революции. Как уже указывалось нами выше, основной идеей, которая определяла развитие человеческой истории на всём её протяжении, было, по мнению Гервинуса, развитие духовной и гражданской свободы. Само 177 это понятие «свобода» учёным никак не расшифровывается, поэтому судить о нём можно только по косвенным данным. Исходя из общего смысла исследования Гервинуса, можно сделать вывод, что понятие «свобода» включала для него возможность человека активно участвовать в общественной и политической жизни своего государства. Залогом этого, а значит основой свободы, в разные эпохи были и военная сила, и материальное богатство, и, наконец, образование. Исходя из представлений Гервинуса, можно сделать вывод, что развитие свободы предполагает, прежде всего, вовлечение всё большего числа людей в общественную жизнь, а затем распространение этого процесса на другие города, государства и народы. О развитии свободы вглубь у Гервинуса ничего не говорится, что позволяет достаточно критично подойти к концепции автора. Ведь именно развитие духовной стороны жизни людей должно приводить и к изменению в политической и других сферах, однако у исследователя видна только обратная зависимость, когда свобода развивается только в связи с развитием общественно-политических институтов. С понятием «развития свободы» тесно связана проблема направленности исторического процесса. Здесь опять же речь идёт именно о развитии свободы вширь сначала с Востока на Запад (из германских земель до США), а затем в обратном направлении. О том, к чему должно придти человечество в итоге этого процесса, Гервинус не говорит, его идеал меняется от периода к периоду, от эпохи к эпохе. Рассматривая общеисторическую концепцию Гервинуса, мы пришли к выводу, что у него достаточно чётко выделяются три периода: древний мир, связанный с развитием Древней Греции; Новая история, которая начинается у него с падением Константинополя от ударов турок и с открытием Нового Света, и Новейшая история, берущая своё начало с падения империи Наполеона. Эпоха Средневековья учёным нс выделяется, хотя можно понять, что она присоединяется им к первому |