Проверяемый текст
Фалейчик Вячеслав Леонидович. Исторические взгляды Г.Г. Гервинуса (Диссертация 2007)
[стр. 84]

84 проблемам как объективность исторического познания, проблема целостного исторического процесса.
Особый интерес и историческую значимость представляет анализ его взглядов на становление государства, конституционное устройство на основе его монографии « Политика».
При этом особое внимание будет уделено
идейным предшественникам немецкого учёного, работам тех историков и философов, которые оказали определённое влияние на становление его взглядов.
§ 1.
Проблема объективности исторического познания в
трудах Ф.
К.
Дальмана Одной из центральных проблем исторической науки является проблема объективности исторического познания.
Объективность подразумевает под собой такие важнейшие характеристики познания как
истинность и научность.
Важнейшей задачей любой науки является достижение истинного знания.
По мнению профессора Н.И.
Смоленского, «понятие « истина » относится не к самим явлениям, а к их мысленным образам...
Будучи истинным, мысленный образ не совпадает с изображаемым, не является его копией: мышление не может совпадать с реальностью, быть ей тождественным».
Из всего этого учёный делает вывод о том, что, рассматривая проблему объективности научного знания, следует помнить, что «общенаучный механизм мышления заключается в соотношении объекта и субъекта.
Первичным в этом соотношении является объект».
Кроме того, «познавательный образ является приблизительно адекватным отображением свойств изучаемого объекта.
Стоит отказаться от этого принципа, и наука перестаёт быть наукой, а истина истиной»1.
Объективность это важнейшая характеристика и составляющая любого научного познания.
История, являясь одной из общественных наук, также неизбежно сталкивается с проблемой объективности своего познания.

1 Смоленский Н.И.
Теория и методология истории:
учеб, пособие для студ.
высших учебных завеений /-М.: «Академия», 2007.С.
160.
[стр. 90]

90 Глава 2.
Теоретико-методологические взгляды Г.Г.
Гервинуса.
Термин «методология» (Ме1Иос!е1еЬге) впервые был использован в трудах немецких историков первой половины XIX века для обозначения учения о методах и как название учебной дисциплины в университетском образовании.
Одним из первых, кто поднял вопрос о необходимости теоретических исследований в области исторического познания? был Г.Г.
Гервинус.
Свои основные теоретические представления об истории как действительности и истории как науке он изложил в своей работе «0гипб2й§е ёег Ш$1опк».
Этот термин в русском издании был переведён как «историография».
Однако при детальном анализе можно сделать вывод что «Н1$1опк» по своей сути является синонимом понятия «методология».
Таким образом, работа Гервинуса является одной из самых первых попыток разработки теоретико-методологических основ исторической науки.
Основу второй главы данной работы будет составлять анализ теоретико-методологических взглядов Г.Г.
Гервинуса.
При этом особое внимание будет уделено
таким важнейшим методологическим проблемам как объективность исторического познания, соотношение научноисторического и художественного отображения действительности, динамика исторического развития и движущие силы исторического процесса.
§ 1.
Проблема объективности исторического познания в
понимании Г.Г.
Гервинуса.
Одной из центральных проблем исторической науки является проблема объективности исторического познания.
Объективность подразумевает под собой такие важнейшие характеристики познания как


[стр.,91]

91 истинность и научность.
Важнейшей задачей любой науки является достижение истинного знания.
По мнению профессора Н.И.
Смоленского, «понятие «истина» относится не к самим явлениям, а к их мысленным образам...
Будучи истинным, мысленный образ не совпадает с изображаемым, не является его копией: мышление не может совпадать с реальностью, быть ей тождественным».
Из всего этого учёный делает вывод о том, что, рассматривая проблему объективности научного знания, следует помнить, что «общенаучный механизм мышления заключается в соотношении объекта и субъекта.
Первичным в этом соотношении является объект».
Кроме того, «познавательный образ является приблизительно адекватным отображением свойств изучаемого объекта.
Стоит отказаться от этого принципа, и наука перестаёт быть наукой, а истина истиной»1.
Объективность это важнейшая характеристика и составляющая любого научного познания.
История, являясь одной из общественных наук, также неизбежно сталкивается с проблемой объективности своего познания.

В конечном итоге, история, как и любая другая дисциплина может претендовать на звание науки только в том случае, если она в состоянии доказать свою способность получать объективно-истинное знание.
Не случайно профессор Б.Г.
Могильницкий указывал на то, что от того «насколько адекватными исторической действительности являются её исследовательские результаты, зависит насколько эффективно история в состоянии решать социально значимые проблемы».1 2 От решения проблемы объективности во многом зависит и место истории в жизни общества, её способность воздействовать на социальную жизнь.
В целом проблему объективности можно разложить на следующие тесно связанные друг с другом составные части: 1 Смоленский Н.И.
Теория и методология истории.

М., 2007.
С.
160.
2 Могильницкий Б.Г.
Введение в методологию истории.
М, 1989.
С.
63.

[Back]