Проверяемый текст
Фалейчик Вячеслав Леонидович. Исторические взгляды Г.Г. Гервинуса (Диссертация 2007)
[стр. 88]

88 философии говорить о специфичности исторического познания, причём такой, что сохраняла бы требуемый статус научности.
Прежде чем увидеть, как решил данную проблему И.Кант, вспомним, что, по мнению великого философа, познание включает в себя три основные составляющие: представление, рассудок и разум.
В параграфе о связи научного и художественного мы отметили, что эти же операции брал за основу и
Дальман, когда рассуждал о необходимости создания общей картины исторических событий.
Выделение представления,
но И.Канту, предполагала деление познания на субъект и объект, и, как следствие, зависимость объекта от субъекта в силу причастности представления свойствам субъекта.
Получается, что представление субъективно и единично, а знание,
по мнению философа, должно быть объективным и целостным.
Важную роль в преодолении этого противоречия играет рассудок.
Функции рассудка заключаются в том, чтобы позволить превратить частичность и субъективность в целостность и объективность при помощи применения идеи единства, то есть при помощи осуществления тех или иных способов связи.
Такие способы связи получили у Канта название категорий, которые должны были носить чистый априорный характер.

Применение категорий к объектам чувственного восприятия означало осуществление рассудком так называемой конститутивной функции, то есть превращения представления в действительность.
«Только благодаря этому из указанного отношения возникает суждение, то есть отношение, имеющее объективную значимость и достаточно отличающееся от отношения этих же представлений, которое имело бы только субъективную значимость»1.

Для доказательства достоверности какого-либо суждения следовало сравнивать его с другими суждениями, определять пространственновременную совместимость их содержания, устанавливать возможность связи 1 Кант И.
Критика чистого разума.
М., 1994.С.

105.
[стр. 94]

94 Философской основой для обращения к проблеме объективности исторического познания для подавляющего числа немецких учёных конца XVIII первой половины XIX вв., в том числе и для Гервинуса, стало учение Иммануила Канта.
Немецкий философ в своей работе «Критика чистого разума» обращался к проблеме возможности приобретения достоверного знания.
Для философствования в области истории суть проблемы заключалась им в следующем: возможно ли с позиций трансцендентальной философии говорить о специфичности исторического познания, причём такой, что сохраняла бы требуемый статус научности1.
Прежде чем увидеть, как решил данную проблему И.Кант, вспомним, что, по мнению великого философа, познание включает в себя три основные составляющие: представление, рассудок и разум.
В параграфе о связи научного и художественного мы отметили, что эти же операции брал за основу и
Гервинус, когда рассуждал о необходимости создания общей картины исторических событий.
Выделение представления,
по И.Канту, предполагало деление познания на субъект и объект, и, как следствие, зависимость объекта от субъекта в силу причастности представления свойствам субъекта.
Получается, что представление субъективно и единично, а знание,
но мнению философа, должно быть объективным и целостным.
Важную роль в преодолении этого противоречия играет рассудок.
Функции рассудка заключаются в том, чтобы позволить превратить частичность и субъективность в целостность и объективность при помощи применения идеи единства, то есть при помощи осуществления тех или иных способов связи.
Такие способы связи получили у Канта название категорий, которые должны были носить чистый априорный характер.

1Кант И.
Критика чистого разума.
М., 1994.
С.

103.


[стр.,95]

95 Применение категорий к объектам чувственного восприятия означало осуществление рассудком так называемой конститутивной функции, то есть превращения представления в действительность.
«Только благодаря этому из указанного отношения возникает суждение, то есть отношение, имеющее объективную значимость и достаточно отличающееся от отношения этих же представлений, которое имело бы только субъективную значимость»1.

Третья составляющая процесса познания разум был необходим, по Канту, для доведения многообразного до абсолютного единства связывания в целое всего того, что было получено путём рассудочной деятельности.
Для определения содержания разума философ вёл термин «идея» как воплощение абсолютной полноты, целостности и единства.
Стоит отметить, что именно философию И.
Канта взял Гервинус за основу при рассмотрении проблемы объективности исторического познания.
В частности немецкий исследователь Г.
Хублингер отмечал в своей работе следующие основные моменты познавательного акта по Гервинусу: «Вещи в себе нам показываются или в своей действительности или в своей возможности или в своей необходимости; они предъявляются как они есть, или как они могли быть, или как они должны быть; они показываются в своей истине, или в своей вероятности, или в своей разумности»1 2.
Большое влияние на понимание Гервинусом проблемы объективности исторического познания оказали не только философские взгляды И.
Канта, но и понимание этой проблемы крупнейшими немецкими учёными-историками того периода Л.
фон Ранке и Ф.К.
Шлоссером.
1 КантИ.
Указ.
соч.
М., 1994.
С.
105.
2 НиЫтдег О.
Оеог% СоиСпеё Сетпи$: Н»$1оп$сЬе ШеН ип<1 ро1Ш$сЬе КгШк.
Сойш&еп, 1984.
5

[Back]