Проверяемый текст
Фалейчик Вячеслав Леонидович. Исторические взгляды Г.Г. Гервинуса (Диссертация 2007)
[стр. 90]

что мы легкомысленно играем нашей присягой, и сейчас же пропадет вся священная суть нашего влияния».1 Большое влияние на понимание Дальманом проблемы объективности исторического познания оказали не только философские взгляды И.
Канта, но и понимание этой проблемы крупнейшими немецкими учёными-историками того периода Л.
фон Ранке и Ф.К.
Шлоссером.

Леопольд фон Ранке был главой так называемой «объективной школы» исторического познания.
Знаменитым лозунгом этого учёного стали его слова
«\У1е ез ещепШсй §е^езеп 151!», то есть, что необходимо рассматривать исторические события «как это было на самом деле».
При помощи такого подхода Ранке требовал исключить из исследования «Я» автора: историк в своей работе должен оставаться беспристрастным, в его исследовании не должно быть видно его отношения к материалу, он не имеет права давать свою оценку рассматриваемой проблеме.
Кроме того, объективность Ранке одновременно предполагала и беспартийность, то есть такой взгляд на рассматриваемую проблему, за которым не просматривались бы политические, социальные, религиозные взгляды автора, его принадлежность к той или иной социальной группе общества.

Ранке писал: «История это реальность (ОезсЬеНепе), историческое исследование (ГПз(опе) наука ».
Важной задачей Л.
Ранке считал достижение их совпадения.1 2 Ранке на протяжении всей своей научной карьеры твёрдо придерживался того мнения, что история является наукой, то есть она познаваема, обладает объективной истиной.
Соответственно, главное требование к любому историческому' произведению, по мнению этого учёного, заключалось в том, что оно должно было соответствовать истине, историк должен был описывать события «\\йе ез С1§епШсЬ §е\уезеп 1з*!».3 1 БасЫшапп.
Р.
СЬ К1сте ЗсЬШеп ипс! Кеёеп.
1886.
8.106.
2 Капке Ь.
V.
Уог1е55еп$еп.
Мгб^.
V.
V.
ПоиетеюЬ ипё XV.
Р.
РисЬ$.
МйпсЬеп ; \У1еп, 1975.-8.268.
3 Смоленский Н.И.
Указ, соч.С.
176.
90
[стр. 95]

95 Применение категорий к объектам чувственного восприятия означало осуществление рассудком так называемой конститутивной функции, то есть превращения представления в действительность.
«Только благодаря этому из указанного отношения возникает суждение, то есть отношение, имеющее объективную значимость и достаточно отличающееся от отношения этих же представлений, которое имело бы только субъективную значимость»1.
Третья составляющая процесса познания разум был необходим, по Канту, для доведения многообразного до абсолютного единства связывания в целое всего того, что было получено путём рассудочной деятельности.
Для определения содержания разума философ вёл термин «идея» как воплощение абсолютной полноты, целостности и единства.
Стоит отметить, что именно философию И.
Канта взял Гервинус за основу при рассмотрении проблемы объективности исторического познания.
В частности немецкий исследователь Г.
Хублингер отмечал в своей работе следующие основные моменты познавательного акта по Гервинусу: «Вещи в себе нам показываются или в своей действительности или в своей возможности или в своей необходимости; они предъявляются как они есть, или как они могли быть, или как они должны быть; они показываются в своей истине, или в своей вероятности, или в своей разумности»1 2.
Большое влияние на понимание Гервинусом проблемы объективности исторического познания оказали не только философские взгляды И.
Канта, но и понимание этой проблемы крупнейшими немецкими учёными-историками того периода Л.
фон Ранке и Ф.К.
Шлоссером.

1 КантИ.
Указ.
соч.
М., 1994.
С.
105.
2 НиЫтдег О.
Оеог% СоиСпеё Сетпи$: Н»$1оп$сЬе ШеН ип<1 ро1Ш$сЬе КгШк.
Сойш&еп, 1984.
5

[стр.,96]

% Леопольд фон Ранке был главой так называемой «объективной школы» исторического познания.
Знаменитым лозунгом этого учёного стали его слова
«^1е ез ещепШсН §е\уе$еп то есть, что необходимо рассматривать исторические события «как это было на самом деле».
При помощи такого подхода Ранке требовал исключить из исследования «Я» автора: историк в своей работе должен оставаться беспристрастным, в его исследовании не должно быть видно его отношения к материалу, он не имеет права давать свою оценку рассматриваемой проблеме.
Кроме того, объективность Ранке одновременно предполагала и беспартийность, то есть такой взгляд на рассматриваемую проблему, за которым не просматривались бы политические, социальные, религиозные взгляды автора, его принадлежность к той или иной социальной группе общества.

Такой взгляд был достаточно популярным среди историков в XIX веке, некоторые продолжают придерживаться его и в наши дни.
Действительно, идеальным, наверное, был бы такой подход, при котором историк в своём исследовании оставался бы беспристрастным, независимым от окружающей среды.
Однако тот же пример Л.
Ранке показывает, что такой подход является именно недостижимым идеалом.
Отечественный исследователь XIX века М.
Петров в своей работе «Новейшая национальная историография в Германии, Англии и Франции» указывал на то, что основные недостатки подхода Ранке к истории видны в его произведении «Немецкая история в век реформации»: «изображение духовной борьбы часто теряется в массе политических подробностей и эпизодов; мало гармонирует с предметом сочинения холодная дипломатическая наблюдательность Ранке»1.
Кроме того, не будем забывать, что учёному не удалось оказаться полностью беспристрастным в своих произведениях и в общественной жизни Германии.
Идеологическая поддержка Бисмарка и его варианта 1 Петров М.
Н.
Новейшая национальная историография в Германии, Англии и Франции.
Харько С.
78.

[Back]