Проверяемый текст
Фалейчик Вячеслав Леонидович. Исторические взгляды Г.Г. Гервинуса (Диссертация 2007)
[стр. 91]

91 Такой взгляд был достаточно популярным среди историков в XIX веке, некоторые продолжают придерживаться его и в наши дни.
Действительно, идеальным, наверное, был бы такой подход, при котором историк в своём исследовании оставался бы беспристрастным, независимым от окружающей среды.
Однако тот же пример Л.
Ранке показывает, что такой подход является именно недостижимым идеалом.
Отечественный исследователь XIX века М.
Петров в своей работе «Новейшая национальная историография в Германии, Англии и Франции» указывал на то, что основные недостатки подхода Ранке к истории видны в его произведении «Немецкая история в век реформации»: «Изображение духовной борьбы часто теряется в массе политических подробностей и эпизодов; мало гармонирует с предметом сочинения холодная дипломатическая наблюдательность Ранке»1.
Кроме того, не будем забывать, что учёному не удалось оказаться полностью беспристрастным в своих произведениях и в общественной жизни Германии.

С другой стороны, заслуга Ранке и его школы на взгляды историков и XIX столетия и последующих лет неоспорима.
Оказал он большое влияние и на
Дальмана.
Ведь при всём притом, что последний резко критиковал подход Ранке к изучению исторического материала, Дальман не подвергал сомнению то, что история является познаваемой, утверждая при этом, что «цель науки правда».
Кроме того,
Дальман указывал, правда с определёнными оговорками, на то, что метод работы с источниками Ранке имеет полное право на жизнь и может способствовать дальнейшему развитию исторической науки.
Немецкий историк Г.Геймпель в своей работе « Два историка.
Дальман.
Буркхардт.
» утверждал, что «школы Шлоссера и Ранке имеют общую черту строго критическое направление и тщательная проверка источников»1 *
3, тем самым, указывая на то, что обе школы базируются на утверждении, что 1 Петров М.
Новейшая национальная историография в Германии, Англии и Франции.

Харьков, 1861.С.
78.
7 ОаЫшагш Р.
СЬ.
РогзсЬипреп аиГс!еш 0е$сЫс1Де.
1822 8.
18.
3 Неттре! Н.
2\ус1 РШЮпкег ...
8.6.
[стр. 96]

% Леопольд фон Ранке был главой так называемой «объективной школы» исторического познания.
Знаменитым лозунгом этого учёного стали его слова «^1е ез ещепШсН §е\уе$еп то есть, что необходимо рассматривать исторические события «как это было на самом деле».
При помощи такого подхода Ранке требовал исключить из исследования «Я» автора: историк в своей работе должен оставаться беспристрастным, в его исследовании не должно быть видно его отношения к материалу, он не имеет права давать свою оценку рассматриваемой проблеме.
Кроме того, объективность Ранке одновременно предполагала и беспартийность, то есть такой взгляд на рассматриваемую проблему, за которым не просматривались бы политические, социальные, религиозные взгляды автора, его принадлежность к той или иной социальной группе общества.
Такой взгляд был достаточно популярным среди историков в XIX веке, некоторые продолжают придерживаться его и в наши дни.
Действительно, идеальным, наверное, был бы такой подход, при котором историк в своём исследовании оставался бы беспристрастным, независимым от окружающей среды.
Однако тот же пример Л.
Ранке показывает, что такой подход является именно недостижимым идеалом.
Отечественный исследователь XIX века М.
Петров в своей работе «Новейшая национальная историография в Германии, Англии и Франции» указывал на то, что основные недостатки подхода Ранке к истории видны в его произведении «Немецкая история в век реформации»: «изображение духовной борьбы часто теряется в массе политических подробностей и эпизодов; мало гармонирует с предметом сочинения холодная дипломатическая наблюдательность Ранке»1.
Кроме того, не будем забывать, что учёному не удалось оказаться полностью беспристрастным в своих произведениях и в общественной жизни Германии.

Идеологическая поддержка Бисмарка и его варианта 1 Петров М.
Н.
Новейшая национальная историография в Германии, Англии и Франции.
Харько С.
78.


[стр.,97]

97 объединения Германии так или иначе сказались и на работах Ранке, и на восприятии им других историков.
С другой стороны, заслуга Ранке и его школы на взгляды историков и XIX столетия и последующих лет неоспорима.
Оказал он большое влияние и на
Гервинуса.
Оценивая в целом весьма критически позицию Л.
Ранке, Гервинус не подвергал сомнению тот факт, что история является познаваемой, утверждая при этом, что «цель науки правда»1.
Кроме того,
Гервинус указывал, правда с определёнными оговорками, на то, что метод работы с источниками Ранке имеет полное право на жизнь и может способствовать дальнейшему развитию исторической науки.
Тот же отечественный исследователь Н.
Поповский в своей работе «Жизнь и политические идеи Гервинуса» утверждал, что «школы Шлоссера и Ранке имеют общую черту строго критическое направление и тщательная проверка источников»* 2, тем самым, указывая на то, что обе школы базируются на утверждении, что история является наукой, и что историк в своих исследованиях может достигнуть истины.
Разница при этом заключалась в разной интерпретации понятия «истина» и, соответственно, в разных путях её достижения.
Суть различий во взглядах на проблему исторического познания между Ранке и Шлоссером в своё время достаточно точно сформулировал сам Гервинус.
В своём «Некрологе Шлоссеру» в 1861 году он писал: «Один метод (Л.
Ранке) берёт исторический материал во всём объёме и употребляет его в дело в виде сухого летописного рассказа, но освещённого со всех сторон; здесь при беспорядочной, неравномерной и безыскусственной обработке теряется целость истории и она распадается на отрывочные повествования.
Другой метод (Ф.
Шлоссера), не касаясь всего материала, избирая отдельные моменты и ' Саг! К.
Рппг>р1еп с!ег 1.кега1игЬе1гасЬшп§ Ье1 Оеог& СоиГпед Оетпи$.
Вопп, $.
18.
2 Поповский Н.
Жизнь и политический идеи Гервинуса.
// Отечественные записки.
М., 1873.
Т.ССУИ.
С.
143

[Back]