Проверяемый текст
Фалейчик Вячеслав Леонидович. Исторические взгляды Г.Г. Гервинуса (Диссертация 2007)
[стр. 92]

история является наукой, и что историк в своих исследованиях может достигнуть истины.
Разница при этом заключалась в разной интерпретации понятия «истина» и, соответственно, в разных путях её достижения.

По мнению большинства исследователей германской исторической науки XIX столетия, причём как российских (М.
Петров, Н.
Поповский, В.
А.
Гавриличев и др.), так и немецких (К.
Варрентрап, О.
Шеел, А.
Шпрингер, В.
Дильтей и др.), гейдельбергская историческая школа во главе со Шлоссером играла в Германии в первой половине XIX века заметную роль.
Однако , после революции 1848 года авторитет школы Шлоссера стал постепенно падать, а затем всё это привело к тому, что Шлоссер и его ближайшие ученики, в том числе и Дальман, стали объектами постоянных нападок со стороны других учёных.
Основные обвинения, которые им предъявлялись, касались как раз освещения проблемы объективности исторического познания.
По мнению Ю.М.
Мучник, все претензии со стороны Ранке и других учёных можно свести к основным двум: во-первых, это отказ от поиска новых источников, а также несистемность и некритичность в использовании уже известных; а во-вторых, «отсутствие объективности во взгляде на исторический процесс, подход к истории с заданными моральными критериями»1.

Огромное влияние на работу Дальмана с источником оказало учение Б.
Нибура и Ф.
А.
Вольфа.
С Нибуром он имел возможность непосредственного общения, а Вольф, во время обучения в Галле научил Дальмана критической интерпретации источников.
Нибур, как и большинство немецких историков начала XIX в.
считал, что истиной является то, .что соответствует действительности и это правильное понимание вещей.
92 1 Мучник Ю.М.
Раннелиберальная южнонемецкая историография: идейно-теоретические принципы
и всемирно-историческая концепция.: Дис.
...
канд.
истор.
наук.
Томск.
1989.С.
85.
[стр. 97]

97 объединения Германии так или иначе сказались и на работах Ранке, и на восприятии им других историков.
С другой стороны, заслуга Ранке и его школы на взгляды историков и XIX столетия и последующих лет неоспорима.
Оказал он большое влияние и на Гервинуса.
Оценивая в целом весьма критически позицию Л.
Ранке, Гервинус не подвергал сомнению тот факт, что история является познаваемой, утверждая при этом, что «цель науки правда»1.
Кроме того, Гервинус указывал, правда с определёнными оговорками, на то, что метод работы с источниками Ранке имеет полное право на жизнь и может способствовать дальнейшему развитию исторической науки.
Тот же отечественный исследователь Н.
Поповский в своей работе «Жизнь и политические идеи Гервинуса» утверждал, что «школы Шлоссера и Ранке имеют общую черту строго критическое направление и тщательная проверка источников»* 2, тем самым, указывая на то, что обе школы базируются на утверждении, что история является наукой, и что историк в своих исследованиях может достигнуть истины.
Разница при этом заключалась в разной интерпретации понятия «истина» и, соответственно, в разных путях её достижения.

Суть различий во взглядах на проблему исторического познания между Ранке и Шлоссером в своё время достаточно точно сформулировал сам Гервинус.
В своём «Некрологе Шлоссеру» в 1861 году он писал: «Один метод (Л.
Ранке) берёт исторический материал во всём объёме и употребляет его в дело в виде сухого летописного рассказа, но освещённого со всех сторон; здесь при беспорядочной, неравномерной и безыскусственной обработке теряется целость истории и она распадается на отрывочные повествования.
Другой метод (Ф.
Шлоссера), не касаясь всего материала, избирая отдельные моменты и ' Саг! К.
Рппг>р1еп с!ег 1.кега1игЬе1гасЬшп§ Ье1 Оеог& СоиГпед Оетпи$.
Вопп, $.
18.
2 Поповский Н.
Жизнь и политический идеи Гервинуса.
// Отечественные записки.
М., 1873.
Т.ССУИ.
С.
143

[стр.,98]

98 представляя их с частных точек зрения, в форме изложения мемуаров, старается, напротив, из отрывков составить связное целое»1.
По мнению Ю.М.
Мучник, все претензии со стороны Ранке и других учёных можно свести к основным двум: во-первых, это отказ от поиска новых источников, а также несистемность и некритичность в использовании уже известных; а во-вторых, «отсутствие объективности во взгляде на исторический процесс, подход к истории с заданными моральными критериями»1
2.
Против этих обвинений выступал как сам Шлоссер, так и его ученик Гервинус.
Упор на обвинение против «необъективности» своих исследований Шлоссер сделал, используя понятие «истина»: «Истина не всегда достижима, если речь идёт об истине субъективной, но, конечно, всякому доступна субъективная истина, то есть избежание всего того, что не одушевляет вполне самого писателя, а может служить только для публики, потребностями или предрассудками которой он соображается»3.
В то же время Ю.М.
Мучник в своей диссертации подчёркивает, что «поиски «субъективной истины» Шлоссер неизменно отличал от исследовательского произвола, подчёркивая, что факты, которые он рассказывает, опираются не на слухи, а его суждения строятся не на каких-нибудь предубеждениях партий или настроениях толпы..., а на понятии о ходе человеческих дел, почерпнутых из истории и жизни»4.
Таким образом, следует отметить, что Шлоссер вовсе не против объективности, по его мнению, любое историческое исследование должно было базироваться на тщательной работе с источниками.
Однако истина в конечном итоге должна была носить субъективный характер.
Противоречие, которое просматривается здесь, Шлоссер снимал, используя понятие «моральной оценки» или «воспитательной функции 1Гервинус Г.Г.
Некролог Шлоссеру.
СПб., 1862.
С.
17.
2 Мучник Ю.М.
Раннелиберальная южнонемецкая историография: идейно-теоретические принци
всемирно-историческая концепция.: Дис....
канд.
истор.
наук.
Томск.
1989.
С.
85.

3 Шлоссер Ф.Х.
История XVIII столетия.
В 8 Т.
Т.1.
С.
1.
4 Мучник Ю.М.
Указ.
соч.
С.
86.

[Back]