Проверяемый текст
Фалейчик Вячеслав Леонидович. Исторические взгляды Г.Г. Гервинуса (Диссертация 2007)
[стр. 93]

93 В природе источника Б.
Г.
Нибур различает две стороны: он знак, вещественное или письменное свидетельство об ушедшей действительности и в то же время — ее часть.1 Дальман о своем методе работы с источниками говорит в предисловии к « РогзсЬип&еп аиГ бет <ЗеЫе1е бег СсзсЫсб^е ».
В частности: « В своей первой работе я стараюсь показать сложную сущность старины путем открытого эксперимента; во второй работе я отрицаю общепринятые убеждения, так как считаю их поверхностными и не имеющими достаточных •) оснований » Обе работы помогают немного точнее обосновать и проанализировать точку зрения Дальмана на данные проблемы.
В работе Дальман так же анализирует и моральную сторону сущности работы историка.
По его мнению, историк «желающий достойным образом оценить величие человеческой души в событиях всех времён, должен на перёд усвоить себе образ мыслей каждого времени»3.
Благодаря сотрудничеству с Нибуром, работа с источниками и архивами была у Дальмана наиболее развита.
Анализируя отношение к проблеме «истины» с точки зрения методологии истории, вновь обратимся к «РогзсЬип^еп аиГ бет ОезсЫсЬ1е».
Дальман в частности рассматривает две совершенно противоположные друг другу методики, характеризующие проблему «истины».
«В Германии, однако, существуют две совершенно различные исторические методики, которые, подвергая друг друга сомнениям, открыто противостоят друг-дру1у; одна из них исходит из внутреннего взгляда (воззрения) на истину, а другая — усердно отрицает все то, что не является достоверным.
Я считаю, что человеку очень просто показать истину, потому что любым нашим самым горячим убеждениям всегда предшествуют доказательства; чтобы прийти к научной истине, нужен не один час упорства, прежде чем найдется причина.
И если кому-то захочется использовать в своем исследовании общепринятые 1 Смоленский Н.И.
Указ.
соч.
С.
172.
2 БасЫшапп Р.
СЬ.
Рог$сЬсп&сп ...
3.2.
31Ыс1.-3.14.
[стр. 99]

99 истории».
По мнению М.
Петрова, оснвной идеей Шлоссера была «смелая, не отступающая ни перед каким авторитетами и соображениями моральная оценка событий и деятелей; умеренные, но твёрдые либеральные идеи и непоколебимая вера в их будущность»1.
Слова М.
Петрова перекликаются с высказываниями Гервинуса, который в своём «Некрологе Шлоссеру» угверждал, что тот в своей истории XVIII века «от чисто научной критики обратился к нравственнополитической критике описываемых времён и событий».
В этом произведении, по мнению Гервинуса, его учитель стремился к тому, «чтобы сделать из истории практическое применение к обстоятельствам времени, избирать такие предметы для разработки, которые соответствуют потребностям времени, и представлять их в таком виде, чтобы они удовлетворяли этим потребностям»1 2.
В этой же работе Гервинус указывал на то, что Шлоссер, делая упор на моральную сторону сущности работы историка, «часто с презрением отказывался от всякой объективности, но в то же время был проникнут убеждением, что историк «желающий достойным образом оценить величие человеческой души в событиях всех времён, должен наперёд усвоить себе образ мыслей каждого времени»3.
Подобные публичные отказы от объективности в историческом исследовании, скорее всего и привели к тому, что школу Шлоссера стали считать полным антиподом школе Ранке, хотя сам учёный в своей практической исследовательской деятельности руководствовался принципами очень тщательной проработки фактов, а его «История XVIII века» достаточно длительное время была основным трудом для историков по этому периоду.
Безусловно, требование подхода к истории со стороны морально-воспитательных позиций наложил на работы Шлоссера, как, впрочем, и на работы его учеников (например, 1 Петров М.
Указ.
соч.
С.
87.
2 Г ервинус Г.
Некролог Шлоссеру.
С.
48-49.
3 Там же.
С.
45.

[Back]