3.2. Духовные факторы криминализации российского общества в контексте системного анализа Сложившаяся в современном российском обществе ситуация относительно преступности свидетельствует, как уже было показано выше, о качественных изменениях, происходящих не только в структуре социальных отношений, но и в сфере духовцрй жизни, в содержании процессов социали..„.:..................... ... ______________________ зации, в состоянии правосознания й правовой культуры. Поэтому нам кажется необходимым по ходу системного исследования развития криминогенных процессов в обществе более подробно остановиться на соответствующих изменениях мировоззренческого характера. Едва ли требует особых обоснований мысль, что в обществе, столь глубоко пораженном девиациями и преступностью, в духовно-мировоззренческой сфере «что-то не так». И действительно, как болезненно ни сказался переходный период на уровне жизни, социальной мобильности, уверенности в завтрашнем дне россиян, сильнее всего, пожалуй,-он‘оказал воздействие на мировоззрение, ценностные ориентации, правосознание п одавляйзде^ а. Включая в настоящее исследование главу, посвященную мировоззренческим изменениям, вплетенным в контекст криминогенных процессов, мы стремимся не только подвергнуть их анализу, но и показать с помощью конкретного материала, насколько тотальны эти изменения. Ведь современная ситуация в обществе характеризуется распространением преступных форм поведения и сопутствующих им изменений правосознания и моральных установок на многочисленные социальные группы, прежде в гораздо меньшей степени затронут&&^эт^ 1 р у з : * : • *‘ '.". Говоря о генерализованном процессе криминализации современного российского общества, нельзя не остановиться на его мировоззренческих составляющих. Любой макросоциальный процесс прокладывает себе путь через общественное сознание, проявляясь в том числе в соответствующих изменениях массового мировоззрения. Анализируя ситуацию с преступностью, 140 |
ГЛАВА 4. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И СОЦИОСТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КРИМИНОГЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Сложившаяся в современном российском обществе ситуация относительно преступности свидетельствует, как уже было показано выше, о качественных изменениях, происходящих нс только в структуре социальных отношений, но и в сфере духовной жизни, в содержании процессов социализации, в состоянии правосознания и правовой культуры. Поэтому нам кажется необходимым по ходу системного исследования развития криминогенных процессов в обществе более подробно остановиться на соответствующих изменениях мировоззренческого характера. Едва ли требует особых обоснований мысль, что в обществе, столь глубоко пораженном девиациями и преступностью, в духовно-мировоззренческой сфере «что-то не так». И действительно, как болезненно ни сказался переходный период на уровне жизни, социальной мобильности, уверенности в завтрашнем дне россиян, сильнее всего, пожалуй, он оказал воздействие на мировоззрение, ценностные ориентации, правосознание подавляющего большинства. Включая в настоящее исследование главу, посвященную мировоззренческим изменениям, вплетенным в контекст криминогенных процессов, мы стремимся не только подвергнуть их анализу, но и показать с помощью конкретного материала, насколько тотальны эти изменения. Ведь современная ситуация в обществе характеризуется распространением преступных форм поведения и сопутствующих им изменений правосознания и моральных установок на многочисленные социальные группы, прежде в гораздо меньшей степени затронутые этим процессом. Поэтому в структуре данной главы диссертации объединены два параграфа, первый из которых посвящен собственно анализу мировоззрение ских изменений, а второй конкретным проявлениям кризиса в сфере мировоззрения и правосознания на уровне отдельных возрастных и профессиональных групп. 4.1. Мировоззренческие основании криминализации общества в аспекте системного анализа * # * Говоря о генерализованном процессе криминализации современного российского общества, нельзя не остановиться на его мировоззренческих составляющих. Любой макросоциальный процесс прокладывает себе путь через общественное сознание, проявляясь в том числе в соответствующих изменениях массового мировоззрения. Анализируя ситуацию с преступностью, сложившуюся в настоящее время в России, приходится констатировать, что она не могла бы сложиться без широкомасштабной криминализации общественного и индивидуального сознания. Поэтому наш анализ будет неполным, если мы не обратимся и к морально-нравственным и социокультурным основаниям происходящих в обществе процессов. Нам представляется, что можно выделить ряд ключевых факторов, обусловивших происшедшие мировоззренческие изменения. Среди этих факторов одно из первых мест занимает разрушительный по своим аксиологическим и нравственным последствиям процесс деидеологизации. Действительно, одним из главных мотивов развернувшейся в конце 80-х годов перестройки стала деидеологизация всех сфер жизни в стране. С запретом деятельности КПСС дискуссии на эту тему прекратились в связи с полным развалом идеологического пространства. Одним из основных тезисов ре246 |