Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 141]

сложившуюся в настоящее время в России, приходится констатировать, что она не могла бы сложиться без широкомасштабной криминализации общественного и индивидуального сознания.
Поэтому наш анализ будет неполным, если мы не обратимся и к морально-нравственным и социокультурным основаниям происходящих в обществе процессов.
Нам представляется, что можно выделить ряд ключевых факторов, обусловивших происшедшие мировоззренческие изменения.
Среди этих факторов одно из первых мест*занцмает-разрушительный
по своим аксиологическим и нравственным последствиям процесс деидеологизации.
Действительно, одним из главных мотивов развернувшейся в конце 80-х годов перестройки стала деидеологизация всех сфер жизни в стране.
С запретом деятельности КПСС дискуссии на эту тему прекратились в связи с полным развалом идеологического пространства.
Одним из основных тезисов
реформаторов стало положение о тождественности процесса деидеологизации процессу становления гражданского общества, свободного от тоталитаризма.
Тем не менее, уже через несколько лет выяснилось, что фактический уход государствасферыаидеологии-(чреват
-самыми неожиданными последствиями.
В числе этих последствий оказалось крушение системы ценностей, на которой основывалось массовое мировоззрение.
Здесь необходимо вспомнить предложенную П.
Штомпкой концепцию травматических перемен, дополняющую его деятельностно-активистскую теорию «социального
становления»75.
По мнению Штомпки, неожиданные и радикальные социальные изменения травмируют общественный организм.
Так медики называют телесной или психической травмой неожиданное и болезненное внешнее либо внутреннее воздействие.
Социальная травма, пишет
Штомпка, это в первую’о^едьТравма культурная, ибо рушатся основания привычных символов, смыслов и значений социальной реальности.
75 Штомпка П.
Культурная травма в
посткоммунистическом обществе (статья вторая) // Социологические исследования.
2001.
№ 2.
С.
3—12.

141
[стр. 246]

ских изменений, а второй конкретным проявлениям кризиса в сфере мировоззрения и правосознания на уровне отдельных возрастных и профессиональных групп.
4.1.
Мировоззренческие основании криминализации общества в аспекте системного анализа * # * Говоря о генерализованном процессе криминализации современного российского общества, нельзя не остановиться на его мировоззренческих составляющих.
Любой макросоциальный процесс прокладывает себе путь через общественное сознание, проявляясь в том числе в соответствующих изменениях массового мировоззрения.
Анализируя ситуацию с преступностью, сложившуюся в настоящее время в России, приходится констатировать, что она не могла бы сложиться без широкомасштабной криминализации общественного и индивидуального сознания.
Поэтому наш анализ будет неполным, если мы не обратимся и к морально-нравственным и социокультурным основаниям происходящих в обществе процессов.
Нам представляется, что можно выделить ряд ключевых факторов, обусловивших происшедшие мировоззренческие изменения.
Среди этих факторов одно из первых мест
занимает разрушительный по своим аксиологическим и нравственным последствиям процесс деидеологизации.
Действительно, одним из главных мотивов развернувшейся в конце 80-х годов перестройки стала деидеологизация всех сфер жизни в стране.
С запретом деятельности КПСС дискуссии на эту тему прекратились в связи с полным развалом идеологического пространства.
Одним из основных тезисов
ре246

[стр.,247]

форматоров стало положение о тождественности процесса деидеологизации процессу становления гражданского общества, свободного от тоталитаризма.
Тем не менее, уже через несколько лет выяснилось, что фактический уход государства
из сферы идеологии чреват самыми неожиданными последствиями.
В числе этих последствий оказалось крушение системы ценностей, на которой основывалось массовое мировоззрение.
Здесь необходимо вспомнить предложенную П.
Штомпкой концепцию травматических перемен, дополняющую его деятельностноактивистскую теорию "социального
становления"170.
По мнению Штомпки, неожиданные и радикальные социальные изменения травмируют общественный организм.
Так медики называют телесной или психической травмой неожиданное и болезненное внешнее либо внутреннее воздействие.
Социальная травма, пишет
Штомнка, это в первую очередь травма культурная, ибо рушатся основания привычных символов, смыслов и значений социальной реальности.
Радикальные трансформации травматичны, потому что они внезапны, неожиданны, всеохватывающи, т.е.
происходят решительно во всех сферах общественного устройства, включая повседневную жизнь человека; они затрагивают решительно всех членов общества, каждого индивида и, наконец, что наиболее болезненно, они обесценивают привычные правила социальных действий, накопленные прежним жизненным опытом, обесценивают его социальный капитал, делают своего рода банкротом.
Травмирующие перемены охватывают решительно все сферы общественного устройства и повседневную жизнь граждан.
Люди утрачивают ранее накоп179 179 Штомнка П.
Культурная травма в
посгкочмунистическом обществе (статья вторая) // Социологические исследования.
2001.
№ 2.
С.
3—12.

[Back]