Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 142]

Радикальные трансформации травматичны, потому что они внезапны, неожиданны, всеохватывающи, т.е.
происходят решительно во всех сферах общественного;устройству>вкж9ая;.повседневную
жизнь человека; они затрагивают решительно всех членов общества, каждого индивида и, наконец, что наиболее болезненно, они обесценивают привычные правила социальных действий, накопленные прежним жизненным опытом, обесценивают его социальный капитал, делают своего рода банкротом.
Травмирующие перемены охватывают решительно все сферы общественного устройства и повседневную жизнь граждан.
Люди утрачивают ранее
накопленный капитал жизненного опыта и крайне болезненно это воспринимают.
Для большинства людей правовое начало ассоциируется с государством и
сопршёшшш^*^ характера.Кризис государства не вызывает кризиса правовой системы только при условии развитого гражданского общества, которое само выступает носителем и гарантом права.
В этом случае правовая система общества обладает достаточной стабильностью, чтобы сохраниться в условиях радикальной
смены формы правления или государственной идеологии.
Как пишет Жан-Луи Бержель, «право нуждается в стабильности, ибо для того, чтобы подчинить человека игнорируемому им закону, как в «Процессе» Кафки, система безопасности, утверждение которой составляет функцию права, должна строиться в том числе на
перманентносгтткфидаческйХ' правил».
В ином случае деидеологизация влечет за собой тотальное разочарование во всех
социальных ценностях, в том числе и в праве.
Так, согласно статистике только 10% россиян считают, что принимаемые законы отражают интересы всех граждан, а 3% всего народа.
Остальная часть подавляющее большинство опрошенных ответили, что по их мнению законы в настоящее время принимаются в интересах новой номенклатуры, преступного
мира76.
о76 Бержель Ж.-Л.
Общая теория права /Под общ.
ред.
В.И.
Даниленко.
М., 2000.
С.
281.

142
[стр. 247]

форматоров стало положение о тождественности процесса деидеологизации процессу становления гражданского общества, свободного от тоталитаризма.
Тем не менее, уже через несколько лет выяснилось, что фактический уход государства из сферы идеологии чреват самыми неожиданными последствиями.
В числе этих последствий оказалось крушение системы ценностей, на которой основывалось массовое мировоззрение.
Здесь необходимо вспомнить предложенную П.
Штомпкой концепцию травматических перемен, дополняющую его деятельностноактивистскую теорию "социального становления"170.
По мнению Штомпки, неожиданные и радикальные социальные изменения травмируют общественный организм.
Так медики называют телесной или психической травмой неожиданное и болезненное внешнее либо внутреннее воздействие.
Социальная травма, пишет Штомнка, это в первую очередь травма культурная, ибо рушатся основания привычных символов, смыслов и значений социальной реальности.
Радикальные трансформации травматичны, потому что они внезапны, неожиданны, всеохватывающи, т.е.
происходят решительно во всех сферах общественного
устройства, включая повседневную жизнь человека; они затрагивают решительно всех членов общества, каждого индивида и, наконец, что наиболее болезненно, они обесценивают привычные правила социальных действий, накопленные прежним жизненным опытом, обесценивают его социальный капитал, делают своего рода банкротом.
Травмирующие перемены охватывают решительно все сферы общественного устройства и повседневную жизнь граждан.
Люди утрачивают ранее
накоп179 179 Штомнка П.
Культурная травма в посгкочмунистическом обществе (статья вторая) // Социологические исследования.
2001.
№ 2.
С.
3—12.


[стр.,248]

ленный капитал жизненного опыта и крайне болезненно это воспринимают.
Для большинства людей правовое начало ассоциируется с государством и
сопряженными с ним ценностями идеологического характера.
Кризис государства не вызывает кризиса правовой системы только при условии развитого гражданского общества, которое само выступает носителем и гарантом права.
В этом случае правовая система общества обладает достаточной стабильностью, чтобы сохраниться в условиях радикальной
смс* ны формы правления или государственной идеологии.
Как пишет Жан-Луи Бержель, «право нуждается в стабильности, ибо для того, чтобы подчинить человека игнорируемому им закону, как в «Процессе» Кафки, система безопасности, утверждение которой составляет функцию права, должна строиться в том числе на
перманентности юридических правил»180.
В ином случае деидеологизация влечет за собой тотальное разочарование во всех
# социальных ценностях, в том числе и в праве.
Так, согласно статистике только 10% россиян считают, что принимаемые законы отражают интересы всех граждан, а 3% всего народа.
Остальная часть подавляющее большинство опрошенных ответили, что по их мнению законы в настоящее время принимаются в интересах новой номенклатуры, преступного *
мира181.
Статистические данные свидетельствуют также и о низкой степени доверия граждан к правоохранительным структурам, органам суда и прокуратуры.
Данные социологического опроса показывают, что за период с 1992 по 2001 г.
население окончательно утратило доверие к суду.
По данным 180 Бержель Ж.-Л.
Общая теория Ирана /Под общ.
ред.
В.И.
Даниленко.
М., 2000.
С.
281.

248

[Back]