Правовой нигилизм представляет собой сложное по своей природе явЛ —*ГТГГ’~ ■ ление. Сфера его ачияния значительно шире, чем правовая область социальных отношений. В правовой идеологии он находит отражение в идеях и течениях, в правовой психологии в различных установках, стереотипах, неверии в правовые идеалы, в юридической практике характеризуется различными аномалиями правового поведения или же вообще правовой пассивностью. В ракурсе системного анализа правовой нигилизм предстает как один из элементов общего нигилистического мировоззренческого контекста. Нигилистическое мировоззрение не возникает случайно. Оно имеет свою внут• . V«*■ «■V»'*}'*. » , !• «Ч'!1реннюю логику' развитей приставляет собой результат глубокого массового разочарования в еще недавно почитаемых ценностях. Происхождение и сущность нигилизма как мировоззрения интересовали философов с тех пор, как это духовное явление впервые возникло. Ф. Ницше связывает нигилизм с «переоценкой всех ценностей», то есть как раз тем, что произошло с российским обществом в переходный период. О. Шпенглер в своем труде «Закат Европы» утверждал: «Нигилизм есть чисто практическое миронастроение жителей большого города, у которых за спиной законченная культура и ничего впереди». «Перед нами, пишет Шпенглер, -три формы нигалйзш. В идеалы, великие религиозные,государственные, художественные формы изжиты, и только этот последний акт культуры ее самоотрицание еще раз служит выражением пра-символа всего ее существования... Стоицизм имеет в виду способ держать себя, отдельного человека, его статуеобразное, сосредоточенное в одном настоящем, существование, без всякого отношения к будущему или прошедшему. Социализм есть динамичное трактование той же темы»79. 79 Цит. по: Сирин С.А. Социальные и философские основания правового нигилизма. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. С-Пбм 1994. С. 18. 14$ |
находиться в таком состоянии свидетельствует о деформации правосознания, безразличии к праву. Правовой нигилизм на социально-практическом уровне представляет собой специфическую установку общественного сознания, отличающуюся рядом черт: во-первых, абсолютизацией применительно к праву принципов либерализма, доходящей до такой степени, что нарушение права начинает восприниматься почти как положительное явление, как проявление свободы; во-вторых, развитием циничного и утилитарного представления о праве как одном из средств достижения поставленных целей. Эта установка базируется на уверенности в принципиальной невозможности эффективных и справедливых правоотношений. Ему сопутствует негативное самоощущение личности как практически незащищенной от потенциальных преступных посягательств, уверенность в безнадежности правовых поисков справедливости. Правовой нигилизм представляет собой сложное по своей природе явление. Сфера его влияния значительно шире, чем правовая область социальных отношений. В правовой идеологии он находит отражение в идеях и течениях, в правовой психологии в различных установках, стереотипах, неверии в правовые идеалы, в юридической практике характеризуется различными аномалиями правового поведения или же вообще правовой пассивностью. В ракурсе системного анализа правовой нигилизм предстает как один из элементов общего нигилистического мировоззренческого контекста. Нигилистическое мировоззрение не возникает случайно. Оно имеет свою внутреннюю логику развития и представляет собой результат глубокого массового разочарования в еще недавно почитаемых ценностях. Происхождение и сущность нигилизма как мировоззрения интересовали философов с тех пор, как это духовное явление впервые возникло. Ф. «• Ницше связывает нигилизм с «переоценкой всех ценностей», то есть как раз тем, что произошло с российским обществом в переходный период. О. Шпенглер в своем труде “Закат Европы” утверждал: “Нигилизм есть чисто практическое миронастроение жителей большого города, у которых за спиной законченная культура и ничего впереди”. “Перед нами, пишет Шпенглер, три формы нигилизма. Вчерашние идеалы, великие религиозные, государственные, художественные формы изжиты, и только этот последний акт культуры ее самоотрицание еще раз служит выражением пра-символа всего ее существования... Стоицизм имеет в виду способ держать себя, отдельного человека, его статуеобразное, сосредоточенное в одном настоящем, существование, без всякого отношения к будущему или I прошедшему. Социализм есть динамичное трактование той же темы” . Согласно М. Хайдеггеру186, мировоззренческий нигилизм проявляется в распаде ценностной иерархии, который наводит на мысль о равнозначности всех ценностей, к представлению о том, что все они относительны, а следовательно, не содержат в себе общезначимого смысла. Кроме того, нигилистические представления о мире связаны с убеждением, что жизненный мир человека, общество сводится только к сети пересекающихся частных интересов. Следовательно, вся социальная жизнь с точки зрения нигилизма предстает как нечто атомарное, хаотичное, лишенное порядка и смыслового единства. Явление правового нигилизма в современном российском обществе, несомненно, обусловлено не только спецификой переходного периода и сопряженным с ним разочарованием в социальных ценностях. Ряд иссле18:1 Цнт. но: Сирин С.А. Социальные и философские основания правового нигилизма. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. СПб., 1994. С. 18. 186 Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 253 63-176. |