Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 150]

социальной солидарности, анализируя социальную действительность США.
Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель.
При этом только определенные факторы, например, хорошее образование и высокооплачиваемая работа, получили одобрение в качестве средств к достижению успеха.
Никакой
прюблёмы -не'было бы, если бы все американские граждане имели одинаковый доступ к средствам достижения материального успеха в жизни.
Но беднякам и представителям национальных меньшинств часто доступны лишь более низкие уровни образования и скудные экономические ресурсы.
Если же они
интернализовали цели, заключающиеся в материальном успехе, жесткие ограничения могут толкнуть их к неконформности и неправовому поведению.
Поскольку эти люди не в состоянии достичь общепризнанных целей законными средствами, они пытаются добиться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные.
Так, известный
мафиози б^афёры' строго следуют американским правилам, и я намерен продолжать в том же духе...
Эта наша американская система...
предоставляет всем и каждому из
нас великий шанс, надо только ухватить его обеими руками и выжать из него все возможное».
Итак, когда общество провозглашает общие символы успеха для всего населения, ограничивая при этом доступ множества людей к признанным средствам достижения таких символов, создаются условия для антиобщественного поведения и, в частности, преступности.
Люди, не разделяющие всеобщих амбициозных устремлений, обречены на выпадение из культурного универсума, на моральную репрессию и зачастую маргинализацию.
Однако тотальность
идеологемы успеха в американской культуре, считает Мертон, противоречит аморфности легитимных (в социокультурном смысле) средств ее достижения.
Это значит,
что цель-успех резко доминирует в массовом сознании над средствами ее достижения, и потому последние приобретают лишь техническую значимость: индивид в любом случае будет выбирать наиболее эффективные для достижения цели
[стр. 258]

мни и социальной солидарности, анализируя социальную действительность США.
Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель.
При этом только определенные факторы, например, хорошее образование и высокооплачиваемая работа, получили одобрение в качестве средств к достижению успеха.
Никакой
проблемы не было бы, если бы все американские граждане имели одинаковый доступ к средствам достижения материального успеха в жизни.
Но беднякам и представителям национальных меньшинств часто доступны лишь более низкие уровни образования и скудные экономические ресурсы.
Если же они
интернализовапи цели, заключающиеся в материальном успехе, жесткие ограничения могут толкнуть их к неконформности и неправовому поведению.
Поскольку эти люди не в состоянии достичь общепризнанных целей законными средствами, они пытаются добиться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные.
Так, известный
мафиозо Аль-Капоне заявлял: “Мои аферы строго следуют американским правилам, и я намерен продолжать в том же духе...
Эта наша американская система...
предоставляет всем и каждому из
пас великий шанс, надо только ухватить ег о обеими руками и выжать из него все возможное”.
Итак, когда общество провозглашает общие символы успеха для всего населения, ограничивая при этом доступ множества людей к признанным средствам достижения таких символов, создаются условия для антиобщественного поведения и, в частности, преступности.
Люди, не разделяющие всеобщих амбициозных устремлений, обречены на выпадение из культурного универсума, на моральную репрессию и зачастую маргинализацию.
Однако тотальность
идсологсмы успеха в американской культуре, считает Мертон, противоречит аморфности легитимных (в социокультурном смысле) средств ее достижения.
Это значит.


[стр.,259]

что цель-успех резко доминирует в массовом сознании над средствами ее достижения, и потому последние приобретают лишь техническую значимость: индивид в любом случае будет выбирать наиболее эффективные для достижения цели средства, не задаваясь вопросом об их нравственности и даже законности.
В итоге для достижения культурно одобряемой цели все средства становятся пригодными, а абстрактный характер денег как всеобщего эквивалента успеха закрепляет такое положение дел.
Независимо от того, добыты ли они законным или же незаконным путем, деньги могут быть использованы для приобретения одних и тех же товаров и услуг.
Анонимность городского общества в сочетании с этими особенностями денег позволяет богатству, источники которого могут быть известны или неизвестны сообществу, в котором живет плутократ, со временем очищаться и служить символом высокого положениям.
Соответственно в обществе нарастает аномия: нормы поведения, в данном случае граница допустимости средств достижения успеха, декларируются, но на практике не соблюдаются.
Это проявляется в росте ненормативных форм поведения, например, преступности, коррупции и т.п.; с другой в формировании комплекса неполноценности у тех, кто разделяет ценности успеха, но не может достичь его честным путем.
Таким образом, согласно Мертону, преступность порождается ситуацией несовпадения целей и ценностей с социальными возможностями их реализации.
В конечном счете Мертон выводит преступность из аксиологической природы человеческого поведения, выходя тем самым за рамки чисто социологического анализа к философско-антропологическим обобщениям.
Действительно, достижительная идеология как система ценностей и мотиваций, если она не дополнена и не смягчена присутствием в массовом мировоззрении иных актуальных ценностных ориентаций, например, христианских или хотя бы коллективистских, способна стать каталнзато

[Back]