Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 151]

» ■ , '• Ч К .
, ; Ч**.
■ч средства, не задаваясь вопросом об их нравственности и даже законности.
В итоге для достижения культурно одобряемой цели все средства становятся пригодными, а абстрактный характер денег как всеобщего эквивалента успеха закрепляет такое положение дел.
Независимо от того, добыты ли они законным или же незаконным-путем, деньги могут быть использованы для приобретения одних и тех же товаров и услуг.
Анонимность городского общества в сочетании с этими особенностями денег позволяет богатству, источники которого могут быть известны или неизвестны сообществу, в котором живет плутократ; со* временем очищаться и служить символом высокого положениям.
Соответственно в обществе нарастает аномия: нормы поведения, в данном случае граница допустимости средств достижения успеха, декларируются, но на практике не соблюдаются.
Это проявляется в росте ненормативных форм поведения, например, преступности, коррупции и т.п.; с другой в формировании комплекса неполноценности у тех, кто разделяет ценности успеха, но не может достичь его честным путем.
Таким
рбр^ом,: .
согласно, Мертону, преступность порождается ситуацией
несовпадётю'гГелЗ^ ‘с* социальными возможностями их реализации.
В конечном счете Мертон выводит преступность из аксиологической природы человеческого поведения, выходя тем самым за рамки чисто социологического анализа к философско-антропологическим обобщениям.
Действительно, достижительная идеология как система ценностей и мотиваций, если она не дополнена и не смягчена присутствием в массовом мировоззрении иных актуальных ценностных
ориентации, например, христианских или хотя бы коллективистских, способна стать катализатором пренебрежения к.• праву;ж^к-пош гоуспеха Тем более это верно в условиях современной России, где насаждаемые средствами массовой информации картины «красивой жизни» вступают в непреодолимое противоречие с низким прожиточным уровнем подавляющего 151
[стр. 259]

что цель-успех резко доминирует в массовом сознании над средствами ее достижения, и потому последние приобретают лишь техническую значимость: индивид в любом случае будет выбирать наиболее эффективные для достижения цели средства, не задаваясь вопросом об их нравственности и даже законности.
В итоге для достижения культурно одобряемой цели все средства становятся пригодными, а абстрактный характер денег как всеобщего эквивалента успеха закрепляет такое положение дел.
Независимо от того, добыты ли они законным или же незаконным путем, деньги могут быть использованы для приобретения одних и тех же товаров и услуг.
Анонимность городского общества в сочетании с этими особенностями денег позволяет богатству, источники которого могут быть известны или неизвестны сообществу, в котором живет плутократ, со временем очищаться и служить символом высокого положениям.
Соответственно в обществе нарастает аномия: нормы поведения, в данном случае граница допустимости средств достижения успеха, декларируются, но на практике не соблюдаются.
Это проявляется в росте ненормативных форм поведения, например, преступности, коррупции и т.п.; с другой в формировании комплекса неполноценности у тех, кто разделяет ценности успеха, но не может достичь его честным путем.
Таким
образом, согласно Мертону, преступность порождается ситуацией несовпадения целей и ценностей с социальными возможностями их реализации.
В конечном счете Мертон выводит преступность из аксиологической природы человеческого поведения, выходя тем самым за рамки чисто социологического анализа к философско-антропологическим обобщениям.
Действительно, достижительная идеология как система ценностей и мотиваций, если она не дополнена и не смягчена присутствием в массовом мировоззрении иных актуальных ценностных
ориентаций, например, христианских или хотя бы коллективистских, способна стать каталнзато

[стр.,260]

« *> ром пренебрежения к праву как к помехе на пути достижения материального успеха.
Тем более это верно в условиях современной России, где насаждаемые средствами массовой информации картины «красивой жизни» вступают в непреодолимое противоречие с низким прожиточным уровнем подавляющего
большинства людей, даже обладающих достаточным образовательным и профессиональным статусом.
Еще один фактор нынешней криминализации социальных отношений можно усмотреть в ошибках и просчетах, допущенных в ходе реформ.
Многие авторы справедливо усматривают истоки большинства российских проблем, в частности, проблемы криминализации общества, в том, что реформы начались и осуществлялись "сверху".
Тем не менее иного способа реформировать тоталитарный режим, не допускающий никаких нс подконтрольных власти институтов, жестко подавляющий любые проявления несанкционированной активности, не существует.
Трансформация фашистских режимов, потерпевших поражение во Второй мировой войне, была достаточно быстрой и успешной потому, что проводилась державамипобедителями.
В более мягкой форме подобное наблюдается сегодня в странах Центральной и Восточной Европы, где транзитивные процессы были инициированы советским руководством и проходят под жестким контролем западных государств.
В настоящее время Россия демонстрирует уникальный процесс саморсформирования тоталитарной системы.
Конечно, нормы и институты, заимствованные на Западе, будучи пересаженными на российскую почву, приживаются с трудом и часто выглядят нелепо.
Но принятие законов, адекватных реально существующим неправовым отношениям, означает консервацию неправового характера последних.
Наконец, наряду с перечисленными факторами, правовой нигилизм в России во многом обусловлен и отношением самих властей к законам и их 260

[Back]