Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 157]

лять, абстрагируясь от антропологических, этических, философско-правовых и иных детерминант, не входящих напрямую в сферу социальной философии.
Наиболее адекватным способом философского исследования социальных процессов и явлений мы посчитали системный подход, потому что именно он позволяет объединить социально-философское и частнонаучное знание.
На уровне4 сист^ш преступностисоциал ными факторами рассматривается не как однолинейная причинноследственная обусловленность, а как многофакторный процесс, характеризующийся высокой степенью поливариантности и неопределенности.
В нем задействовано множество факторных групп, причем как долговременных, традиционных для данного конкретного общества, так и инновативных, сформировавшихся и активизировавшихся в сложившейся новой исторической ситуации.

В системе факторов, детерминирующих развитие преступности, существенное'местО'^ашгмшот;;.йррце€еы‘,к'Связаннь1е'С
‘расширением теневых сфер жизнедеятельности, прежде всего теневизация экономики.
Однако в настоящее время уже можно говорить о таком принципиально новом явлении, как теневизация общества.
Распространяясь из сферы экономических отношений, давно пораженной этим злом, процессы
теневизации проявляются в существовании и развитии теневых, незаконных взаимодействий на всех уровнях общества, что способствует невиданному прежде расширению масштабов коррупции, взяточничества, уклонения от уплаты налогов, экономических преступлений и сопутствующих противоправных действий насильственного х а р а к т е р , ‘ а к ц й й I у с т р а ш е н и я , заказных убийств.
Теневые процессы в экономике
стали прямым порождением отсутствия права частной собственности и невозможности в этой связи нормальных, открытых рыночных отношений в советское время.
Однако определенные недостатки и искажения, допущенные в ходе осуществления реформ, безусловно, способствовали тому, что теневая экономика не исчезла, растворившись в
157
[стр. 311]

♦ В настоящем диссертационном исследовании нами была предпринята попытка осуществить системный социально-философский анализ преступности как социального явления на эмпирической основе ситуации, сложившейся в современном российском обществе.
В начале работы перед нами стояла задача обосновать выбор ключевых методов и методологий, адекватных поставленной цели.
Мы обратились к конфликтологическому подходу, используя в качестве базового методологического понятия понятие депривации, а также к системно-структурному методу, который, как нам представляется, наиболее адекватен современному состоянию преступности в России, охарактеризованному нами выше как системное.
На уровне системного анализа детерминация преступности социальными факторами рассматривается не как однолинейная причинноследственная обусловленность, а как многофакторный процесс, характеризующийся высокой степенью поливариантности и неопределенности.
В нем задействовано множество факторных групп, причем как долговременных, традиционных для данного конкретного общества, так и инновативных, сформировавшихся и активизировавшихся в сложившейся новой исторической ситуации.

Результаты, полученные в ходе конфликтологического анализа, то есть анализа сквозь призму борьбы групповых интересов, сопровождающейся явлением социальной депривации более слабых, позволяют сделать вывод о том, что в социальной детерминации развития преступности в современном российском обществе большую роль играет фактор социального неравенства и депривации.
Имеются в виду социальные последствия реформ и сложностей транзитивного периода, повлекших за собой глубокое расслоение общества, резкое понижение уровня жизни широких масс наряду с образованием узких групп богатых и очень богатых.
Сдвиги в социальной структуре российского общества, происшедшие в ходе транзи311

[стр.,312]

ции, обусловили значительную маргинализацию населения, результатом которой стало распространение соответствующих, то есть маргинальных, форм поведения, отличающихся делинквентным характером и потенциальной криминогеиностью.
Большую роль в генезисе криминогенных процессов сыграли и межнациональные, этнические конфликты, способствовавшие реанимации отчасти уже стершихся в процессах социальной трансформации архаических стереотипов восприятия этнически «своего» и «чужого».
Затяжное военное противостояние в Чечне является неисчерпаемым источником озлобленности и агрессии, выливающихся в разнообразных проявлениях насилия.
Наличие в обществе открытых и латентных очагов конфликтов выступает важным фактором, детерминирующим рост различных форм преступности, эскалацию насилия, «привыкание» к нему общественного сознания.
Конфликтная атмосфера служит катализатором преступных действий.
Это проявляется прежде всего в динамике насильственной преступности, где нарастает доля тяжких и особо тяжких преступлений на почве семейнобытовых конфликтов.
В системе факторов, детерминирующих развитие преступности, существенное место
занимают процессы, связанные с расширением теневых сфер жизнедеятельности, прежде всего теневизация экономики.
Однако в настоящее время уже можно говорить о таком принципиально новом явлении, как теневизация общества.
Распространяясь из сферы экономических отношений, давно пораженной этим злом, процессы
теисвизации проявляются в существовании и развитии теневых, незаконных взаимодействий на всех уровнях общества, что способствует невиданному прежде расширению масштабов коррупции, взяточничества, уклонения от уплаты налогов, экономических преступлений и сопутствующих противоправных действий

[стр.,313]

# « насильственного характера, так называемых «разборок», акций устрашения, заказных убийств.
Теневые процессы в экономике
не являются непосредственным результатом проводившихся в российском обществе реформ.
Напротив, они стали прямым порождением отсутствия права частной собственности и невозможности в этой связи нормальных, открытых рыночных отношений.
Однако определенные недостатки и искажения, допущенные в ходе осуществления реформ, безусловно, способствовали тому, что теневая экономика не исчезла, растворившись в
здоровых рыночных отношениях, как это предполагалось реформаторами и их идеологами, а напротив, обрела более широкие масштабы и произошло практически ее слияние с уголовным криминалом.
В настоящее время теневизация экономики и общества образует единый контекст, в рамках которого органично идет развитие криминогенных процессов.
Особенностью современной ситуации является значительное усложнение организации криминальных структур, дающее возможность говорить о беспрецедентном росте организованной преступности.
Системный характер преступности обусловливает ее сильное адаптационное воздействие на окружающую социальную среду, то есть на относительно здоровые сферы общества, в процессе которого организованная преступность осуществляет как бы «подгонку» их под себя, обеспечивая себе безнаказанность и создавая перспективу для дальнейших действий.
Наконец, важнейшим фактором, участвующим в детерминации преступности на одном из первых мест, можно считать духовный, моральнонравственный и идеологический.
Важнейшей составляющей происходящих в современном российском обществе изменений являются перемены в массовом мировоззрении.
Системность криминогенного процесса проявля313

[Back]