Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 160]

как сострадание угнетенному, возмущение жестокостью, готовность «отложить на будущее» соблюдение собственных личных прав ради торжества всеобщей справедливости.
Идеи диктатуры пролетариата, «последнего насилия в истории» целиком и полностью неправовые, даже антиправовые.
Воспитанные на эт^ идеяхдади
с легкостью мирились с отсутствием у себя прав, которыми обладало большинство населения других стран.
Основная установка, сформированная в результате нигилистического воспитания, сводится к тому, что «добро должно быть с кулаками», то есть что силовые методы воздействия на другого и доказательства своей правоты являются наиболее убедительными и самыми оправданными.
В этом моральном контексте право как регулятор практически не нужно, оно
может существовать просто потому что «так принято», в качестве чего-то дополнительного, придатка к базисным социальным регуляторам страху, силе, морали,1 СОВЕСТИ?Л •.
ЛС1 глп.! г.!.* гм:;; 1 г.
Внезапное резкое снижение уровня жизни, практический отказ государства
от ставшей привычной за долгие годы опеки своих граждан, утрата социальных гарантий, которые казались естественными, в сочетании с таким же внезапным обретением свобод, воспринимаемых как исчезновение всякой ответственности, стало мощным стимулом развития и распространения правового нигилизма в его активной форме.
Это демонстрирует состояние дел во всех сферах: качественное расширение масштабов преступности в управленческих, правоохранительных органах, вооруженных силах, рост показателей преступности 'среди женщин," молодежи,'лиц, никогда ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности; усиление интереса и влечения к насилию и злу как таковому нарастание бессмысленной жестокости и цинизма преступлений, в том числе со стороны прежде законопослушных людей, распространение различного рода сатанинских сект, совершающих преступления по «мистическим» мотивам, и т.д.
В конечном счете нам представляется, что мировоззренческий фактор занимает центральное место в системе социальной детерминации
пре• Г* лпп 160
[стр. 315]

# # тели пишут о том, что рост преступности вызван социальноэкономическими проблемами и коррумпированный чиновник торгует своими полномочиями потому, что у него маленькая зарплата, это раскрывает только одну сторону вопроса.
Другая же сторона, редко освещаемая, состоит в том, что это циничный, не уважающий себя, свое государство и общество чиновник.
С другой стороны, правовой нигилизм в России имеет давнюю историю, и проявления его многочисленны.
Деидеологизация общества в настоящем лишь обнажила и вывела на поверхность определенные черты и качества социокультурной природы, присущие традиционному менталитету россиянина: непонимание сущности права как рационального регулятора социальных и личных отношений, синкретизм представлений о справедливости, принципиальная иррациональность критериев правоты, которые базируются на субъективном внутреннем чувстве.
Эти черты и качества в полной мере эксплуатировались в прошлом коммунистической идеологией, успешно игравшей на таких естественных и благородных чувствах людей, как сострадание угнетенному, возмущение жестокостью, готовность «отложить на будущее» соблюдение собственных личных прав ради торжества всеобщей справедливости.
Идеи диктатуры пролетариата, «последнего насилия в истории» целиком и полностью неправовые, даже антиправовые.
Воспитанные на этих идеях
люди с легкостью мирились с отсутствием у себя прав, которыми обладало большинство населения других стран.
Основная установка, сформированная в результате нигилистического воспитания, сводится к тому, что «добро должно быть с кулаками», то есть что силовые методы воздействия на другого и доказательства своей правоты являются наиболее убедительными и самыми оправданными.
В этом моральном контексте право как регулятор практически не нужно, оно
мо315

[стр.,316]

* жет существовать просто потому что «так принято», в качестве чего-то дополнительного, придатка к базисным социальным регуляторам страху, силе, морали, совести.
Внезапное резкое снижение уровня жизни, практический отказ государства
ог ставшей привычной за долгие годы опеки своих граждан, утрата социальных гарантий, которые казались естественными, в сочетании с таким же внезапным обретением свобод, воспринимаемых как исчезновение всякой ответственности, стало мощным стимулом развития и распространения правового нигилизма в его активной форме.
Это демонстрирует состояние дел во всех сферах: качественное расширение масштабов преступности в управленческих, правоохранительных органах, вооруженных силах, рост показателей преступности среди женщин, молодежи, лиц, никогда ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности; усиление интереса и влечения к насилию и злу как таковому нарастание бессмысленной жестокости и цинизма преступлений, в том числе со стороны прежде законопослушных людей, распространение различного рода сатанинских сект, совершающих преступления по «мистическим» мотивам, и т.д.
В конечном счете нам представляется, что мировоззренческий фактор занимает центральное место в системе социальной детерминации
преступности в современном российском обществе.
К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время криминогенные процессы приобрели настолько тотальный характер, что выход из сложившейся ситуации становится весьма проблематичным.
Здесь будет недостаточно обычных мер уголовно-правовой борьбы с преступностью, хотя они, безусловно, являются необходимыми.
Нынешнее состояние преступности в России результат глубокого и всестороннего социального кризиса.
Оно может измениться к лучшему только при условии выхода страны из кризиса, а выход 316

[Back]