Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 38]

стимулом человеческой активности.
Если, например, двое людей, равных между собой в своих естественных желаниях и потребностях, устремляются к одной и той же вещи, которой невозможно обладать вдвоем, то они неизменно становятся врагами.
Между ними устанавливаются антагонистические отношения, укладывающиеся в формулу «человек человеку волк».

Такая линия сведения сущности преступления к человеческому эгоизму прослеживается от Николо Макиавелли и подкреплена в «Опытах» Мишеля Монтеня.
Впечатления от революции и гражданской войны в немалой степени способствовали формированию концепции жестокого и агрессивного человека.
Антагонистические отношения между такими людьми позволяли каждому делать что угодно против кого угодно, создавали социальную атмосферу «войны всех против всех», где главным средством разрешения большинства возникавших проблем и противоречий являлось насилие, где индивиды не желали признавать границ, отделяющих дозволенное от недозволенного.
Характерно, что задолго до Гоббса и древних римлян, еще Платон в своих «Законах» использовал концепт-социологему «войны всех против всех».
Греческий мыслитель писал о том, что в обществе, где «все находятся в войне со всеми», человек демонстрирует воинственность в трех сферах: в общественной жизни, в частных отношениях и по отношению к самому себе.
Человек, при всем своем богоподобии, оказывается жалкой игрушкой своих страстей, жертвой своего вопиющего неразумия, несущего страдания и гибель ему самому и тем, кто его окружает.
Люди, руководимые страхом насильственной смерти, инстинктом самосохранения, стремятся обрести гарантии мира и безопасности.
Это заставляет их создать государство, где естественное состояние уступает место законопорядку.
Гоббс определяет государство как единую, нерасчленимую целостность с одним, общим центром, возникшую в результате общественного договора и предполагающую ответственность граждан перед властями и заботу властей о поддержании порядка и мира.
Между государством и человеком существуют отношения изоморфизма: государство является сво38
[стр. 29]

Т.
Гоббс расценивает человеческую природу как негативную, эгоистичную, подверженную животным страстям страху, гневу, жадности.
Доминирующим мотивом человеческой деятельности, согласно Гоббсу, является эгоизм.
Если, например, двое людей, равных между собой в своих естественных желаниях и потребностях, устремляются к одной и той же вещи, которой невозможно обладать вдвоем, то они неизменно становятся врагами.
Между ними устанавливаются антагонистические отношения, укладывающиеся в формулу «человек человеку волк».

Философское исследование природы человеческой субъективности подводит многих мыслителей к признанию онтологической укорененности зла в природе человека.
“...В самом понятии духа лежит, что человек от природы зол”, говорит Гегель.
Далее, объясняя свою мысль, он пишет: “...Человек ставит себе цели из себя и черпает из себя материал своих действий; доводя эти цели до последней крайности, зная и желая лишь себя в своей особенности и отметая всеобщее, человек зол, и этим злом является его субъективность”.10 В этой мысли заложены начала конфликтологического понимания зла как онтологической и социальной данности.
Согласно Гегелю, человек причиняет зло себе подобному потому, что его ограниченность рамками собственной субъективности предполагает невнимание к всеобщему и неприятие его, онтологическую неспособность замкнутого в себе субъекта руководствоваться чем-либо кроме своих интересов.
Субъективная духовность представляет собой отрицание всего, что не есть она сама.
Таким образом, если придерживаться гегелевской парадигмы мышления, очевидно, что социальное зло вообще и преступления как его наи10 Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук.
Т.1.
Наука логики.
М., 1974.
С.
131.
29

[Back]