2.1. Основные направления современной философии преступления Философское исследование преступности, как было показано в первой главе, может осуществляться на разных уровнях: метафизическом когда преступление рассматривается как частное проявление метафизической сущности зла; философско-антропологическом когда преступление изучается как проявление человеческой природы вообще или индивидуальной биопсихической природы определенного типа лиц; социально-философском когда преступление рассматривается сквозь призму устройства общества, как следствие или результат его негармоничности и несовершенства или же как одно из неизбежных проявлений социального как такового. Рассматривая преступление в философском ракурсе, то есть как онтологический акт, прежде всего приходится заметить, что оно представляет собой отрицание. Об этом писали многие философы. В частности, по мнению Лейбница, преступление как выражение отрицания имеет чисто негативный смысл. человеческой природы вообще * Преступление всегда отрицание, утверждает Лейбниц. Совершая его, человек в своих малых масштабах становится подобен дьяволу. Он отвергает Бога, отрицает исходящие от него нравственные запреты и требования, разрушает иерархию ценностей, встает на категорически запрещенный ему путь вседозволенности. Философское исследование природы человеческой субъективности подводит многих мыслителей к признанию онтологической укорененности зла в природе человека. «...В самом понятии духа лежит, что человек от природы зол», говорит Гегель. Далее, объясняя свою мысль, он пишет: «...Человек ставит себе цели из себя и черпает из себя материал своих действий; доводя эти цели до последней крайности, зная и желая лишь себя в своей особенности и отметая всеобщее, человек зол, и этим злом является его субъективность»26. 26 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 131. 70 |
системного подхода и рассмотрение его возможностей применительно к изучению преступности. 1.1. Социально-философский анализ преступности: подходы и парадигмы В спекулятивно-философском плане явление преступности тесно переплетено с проблемой зла как такового, в частности, социального зла. Философское исследование преступности может осуществляться на разных уровнях: метафизическом когда преступление рассматривается как частное проявление метафизической сущности зла; философскоантропологическом когда преступление изучается как проявление человеческой природы вообще или индивидуальной биопсихической природы определенного типа лиц; социально-философском когда преступление рассматривается сквозь призму устройства общества, как следствие или результат его негармоничности и несовершенства или же как одно из неизбежных проявлений социального как такового. Рассматривая преступление в философском ракурсе, то есть как онтологический акт, прежде всего приходится заметить, что оно представляет собой отрицание. Об этом писали многие философы. В частности, по мнению Лейбница, преступление как выражение отрицания имеет чисто негативный смысл. Преступление всегда отрицание, утверждает Лейбниц. Совершая его, человек в своих малых масштабах становится подобен дьяволу. Он отвергает Бога, отрицает исходящие от него нравственные запреты и требования, разрушает иерархию ценностей, встает на категорически запрещенный ему путь вседозволенности. 28 Т. Гоббс расценивает человеческую природу как негативную, эгоистичную, подверженную животным страстям страху, гневу, жадности. Доминирующим мотивом человеческой деятельности, согласно Гоббсу, является эгоизм. Если, например, двое людей, равных между собой в своих естественных желаниях и потребностях, устремляются к одной и той же вещи, которой невозможно обладать вдвоем, то они неизменно становятся врагами. Между ними устанавливаются антагонистические отношения, укладывающиеся в формулу «человек человеку волк». Философское исследование природы человеческой субъективности подводит многих мыслителей к признанию онтологической укорененности зла в природе человека. “...В самом понятии духа лежит, что человек от природы зол”, говорит Гегель. Далее, объясняя свою мысль, он пишет: “...Человек ставит себе цели из себя и черпает из себя материал своих действий; доводя эти цели до последней крайности, зная и желая лишь себя в своей особенности и отметая всеобщее, человек зол, и этим злом является его субъективность”.10 В этой мысли заложены начала конфликтологического понимания зла как онтологической и социальной данности. Согласно Гегелю, человек причиняет зло себе подобному потому, что его ограниченность рамками собственной субъективности предполагает невнимание к всеобщему и неприятие его, онтологическую неспособность замкнутого в себе субъекта руководствоваться чем-либо кроме своих интересов. Субъективная духовность представляет собой отрицание всего, что не есть она сама. Таким образом, если придерживаться гегелевской парадигмы мышления, очевидно, что социальное зло вообще и преступления как его наи10 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., 1974. С. 131. 29 |