Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 71]

В этой мысли заложены начала конфликтологического понимания зла как онтологической и социальной данности.
Согласно Гегелю, человек причиняет зло себе подобному потому, что его ограниченность рамками собственной субъективности предполагает невнимание к всеобщему и неприятие его, онтологическую неспособность замкнутого в себе субъекта руководствоваться чем-либо кроме своих интересов.
Субъективная духовность представляет собой отрицание всего, что не есть она сама.
Таким образом, если придерживаться гегелевской парадигмы мышления, очевидно, что социальное зло вообще и преступления как его
наиболее отчетливая и опасная разновидность имеют онтологические основания в.
• -*ч-* —«■ » М М .
Ч-1., XV -*7т*Г • ГЛг • г-*> г „ .
самой природе человеческой субъективности.
Согласно Гегелю, с одной стороны, возможность преступления всегда заложена в человеческой субъективности, с другой же преступление представляет собой необходимый момент реализации самой идеи права, выступая как его
отрицание27, как одна из форм неправа.
Категория неправа, активно использованная Гегелем в «Философии права», относится к воле индивида, противостоящей всеобщей воле и всеобщему праву.
У Гегеля фигурируют три основные формы, которые может принимать неправо.

Первад'й‘з'Шх\“ Щ которого лежит неразвитое правосознание, не различающее права и его отрицания.
Преследуя собственные частные интересы, носители непреднамеренного неправа не понимают, что тем самым совершают неправомерные действия.
Вторая форма неправа заключается в сознательном обмане, целенаправленном создании иллюзии права в интересах определенных лиц.
С помощью такой иллюзии эти лица добиваются подчинения других вопреки и в ущерб подлинному естественному праву.

• г--ч*\ П е р в а я * н и м * • • 27 Гегель Г.В.Ф.
Философия права.
М., 1990.
С.
145.

71
[стр. 29]

Т.
Гоббс расценивает человеческую природу как негативную, эгоистичную, подверженную животным страстям страху, гневу, жадности.
Доминирующим мотивом человеческой деятельности, согласно Гоббсу, является эгоизм.
Если, например, двое людей, равных между собой в своих естественных желаниях и потребностях, устремляются к одной и той же вещи, которой невозможно обладать вдвоем, то они неизменно становятся врагами.
Между ними устанавливаются антагонистические отношения, укладывающиеся в формулу «человек человеку волк».
Философское исследование природы человеческой субъективности подводит многих мыслителей к признанию онтологической укорененности зла в природе человека.
“...В самом понятии духа лежит, что человек от природы зол”, говорит Гегель.
Далее, объясняя свою мысль, он пишет: “...Человек ставит себе цели из себя и черпает из себя материал своих действий; доводя эти цели до последней крайности, зная и желая лишь себя в своей особенности и отметая всеобщее, человек зол, и этим злом является его субъективность”.10 В этой мысли заложены начала конфликтологического понимания зла как онтологической и социальной данности.
Согласно Гегелю, человек причиняет зло себе подобному потому, что его ограниченность рамками собственной субъективности предполагает невнимание к всеобщему и неприятие его, онтологическую неспособность замкнутого в себе субъекта руководствоваться чем-либо кроме своих интересов.
Субъективная духовность представляет собой отрицание всего, что не есть она сама.
Таким образом, если придерживаться гегелевской парадигмы мышления, очевидно, что социальное зло вообще и преступления как его
наи10 Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук.
Т.1.
Наука логики.
М., 1974.
С.
131.
29

[стр.,30]

более отчетливая и опасная разновидность имеют онтологические основания в самой природе человеческой субъективности.
Согласно Гегелю, с одной стороны, возможность преступления всегда заложена в человеческой субъективности, с другой же преступление представляет собой необходимый момент реализации самой идеи права, выступая как его
отрицание11, как одна из форм неправа.
Категория неправа, активно использованная Гегелем в «Философии права», относится к воле индивида, противостоящей всеобщей воле и всеобщему праву.
У Гегеля фигурируют три основные формы, которые может принимать неправо.

Первая из них непреднамеренное неправо, в основе которого лежит неразвитое правосознание, не различающее права и его отрицания.
Преследуя собственные частные интересы, носители непреднамеренного неправа не понимают, что тем самым совершают неправомерные действия.
Вторая форма неправа заключается в сознательном обмане, целенаправленном создании иллюзии права в интересах определенных лиц.
С помощью такой иллюзии эти лица добиваются подчинения других вопреки и в ущерб подлинному естественному праву.

Наконец, собственно преступление составляет третью, наиболее отчетливую, форму неправа, основанную на преднамеренном и сознательном неуважении к объективному и субъективному праву12.
Отсюда ясно, что философский анализ феномена преступления возможен только применительно к уже ставшей исторически конкретной системе права.
Преступление гораздо конкретнее, чем зло как метафизическая 11 Гегель Г.В.Ф.
Философия права.
М., 1990.
С.
145.

12 Бачннин В.Л.
Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право.
2001.
№ 5.
С.
14.
30

[Back]