Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 72]

Наконец, собственно преступление составляет третью, наиболее отчетливую, форму неправа, основанную на преднамеренном и сознательном неуважении к объективному и субъективному праву28.
Отсюда ясно, что философский анализ феномена преступления возможен только применительно к уже ставшей исторически конкретной системе права.
Преступление гораздо конкретнее, чем зло как метафизическая
категория, и его исследование осуществляется в терминах и контексте философии права и социальной философии.
По мнению В.С.
Соловьева, в основе человеческой природы лежит темная и эгоистическая природная сила, которая проявляется в виде порочных склонностей и изначальной расположенности к совершению преступлений.
В отличие от мира метафизического, подчиняющегося идее всеединства, материальный мир поражен тенденцией к обособлению и индивидуальному самоутверждению каждого живого существа, поскольку все они уже при рождении были наделены злой эгоистической волей.
«Для юридической оценки важна не злая воля сама по себе и
не результат деяния сам по себе, который может быть и случайным, а только связь намерения с результатом или степень реализации злой воли в деянии, так как эта степень реализации и соответствующая степень опасности для общества подлежат объективному определению или представляют внешнее зло, защита от которого есть внешнее добро, допускающее правомерную принудительность»29.
Однако, рассматривая преступление как социальный факт, недостаточно
ограничиваться»к^статацией-нуиеугствия ^способности творить зло в духовной природе человека.
Здесь встает важнейшая социально-философская проблема соотношения индивидуального и социального в генезисе преступления, которая получала самую разнообразную интерпретацию в истории мысли.
Действительно, феномен преступления может в целом быть объяснен
28 Бачинин В.А.
Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право.
2001.
№5.
С.
14.

29 Соловьев В.С Оправдание добра // Соловьев В.С.
Сочинения: В 2 т.
ТЛ.
М., 1988.
«и»».'»».
.
.
.
.
72
[стр. 30]

более отчетливая и опасная разновидность имеют онтологические основания в самой природе человеческой субъективности.
Согласно Гегелю, с одной стороны, возможность преступления всегда заложена в человеческой субъективности, с другой же преступление представляет собой необходимый момент реализации самой идеи права, выступая как его отрицание11, как одна из форм неправа.
Категория неправа, активно использованная Гегелем в «Философии права», относится к воле индивида, противостоящей всеобщей воле и всеобщему праву.
У Гегеля фигурируют три основные формы, которые может принимать неправо.
Первая из них непреднамеренное неправо, в основе которого лежит неразвитое правосознание, не различающее права и его отрицания.
Преследуя собственные частные интересы, носители непреднамеренного неправа не понимают, что тем самым совершают неправомерные действия.
Вторая форма неправа заключается в сознательном обмане, целенаправленном создании иллюзии права в интересах определенных лиц.
С помощью такой иллюзии эти лица добиваются подчинения других вопреки и в ущерб подлинному естественному праву.
Наконец, собственно преступление составляет третью, наиболее отчетливую, форму неправа, основанную на преднамеренном и сознательном неуважении к объективному и субъективному
праву12.
Отсюда ясно, что философский анализ феномена преступления возможен только применительно к уже ставшей исторически конкретной системе права.
Преступление гораздо конкретнее, чем зло как метафизическая
11 Гегель Г.В.Ф.
Философия права.
М., 1990.
С.
145.
12 Бачннин В.Л.
Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право.
2001.
№ 5.
С.
14.

30

[стр.,31]

# категория, и его исследование осуществляется в терминах и контексте философии права и социальной философии.
По мнению В.С.
Соловьева, в основе человеческой природы лежит темная и эгоистическая природная сила, которая проявляется в виде порочных склонностей и изначальной расположенности.к совершению преступлений.
В отличие от мира метафизического, подчиняющегося идее всеединства, материальный мир поражен тенденцией к обособлению и индивидуальному самоутверждению каждого живого существа, поскольку все они уже при рождении были наделены злой эгоистической волей.
«Для юридической оценки важна не злая воля сама по себе и
нс результат деяния сам по себе, который может быть и случайным, а только связь намерения с результатом или степень реализации злой воли в деянии, так как эта степень реализации и соответствующая степень опасности для общества подлежат объективному определению или представляют внешнее зло, защита от которого есть внешнее добро, допускающее правомерную принудительность»13.
Однако, рассматривая преступление как социальный факт, недостаточно
ограничиваться.констатацией присутствия способности творить зло в духовной, природе человека.
Здесь встает важнейшая социальнофилософская проблема соотношения индивидуального и социального в генезисе преступления, которая получала самую разнообразную интерпретацию в истории мысли.
Действительно, феномен преступления может в целом быть объяснен
двояко: либо с точки зрения философского, биологического, психологического, социального детерминизма, как результат порабощения свободной индивидуальной воли действием надындивидуальных 13 Соловьев В.С.
Оправдание добра И Соловьев В.С.
Сочинения: В 2 т.
Т.1.
М., 1988.
31 6 С.457.

[Back]