Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 75]

Наиболее известным представителем антропологизма в теории преступности был Ч.
Ломброзо, выделивший в работе «Преступный человек» ряд антропологических признаков, позволяющих судить о наличии у их носителя криминальных склонностей.
Это форма и строение черепа, длина туловища, форма лба и челюсти, свойственные человеку «атавистического типа».
Соответственно, утверждал Ломброзо, этому типу присущ и психологический атавизм, детерминирующий возникновение преступных наклонностей.
Поэтому, заключал он, существует тип «прирожденного преступника», самой природой предназначенного к совершению преступлений.
Он характеризуется общей атавистичностью как физического облика, так и духовного мира, что проявляется в нарушении присущего нормальным людям баланса между зоологическим и человеческим, сознанием и инстинктом; в том, что у «атавистического» человека агрессивность доминирует в поведении над рациональностью; наконец, в низком уровне общего личностного развития, примитивной эмоциональной сфере.
Ломброзо собрал статистические данные, исходя из которых можно было прийти к выводу о существовании механизмов передачи преступных наклонностей по наследству.
Природные преступные наклонности, согласно утверждениям Ломброзо, трудно поддаются, или вообще не поддаются перевоспитанию.
Он пишет: «на многих индивидов воспитание не оказывает никакого влияния: они рождаются испорченными и остаются таковыми, несмотря на все отчаянные усилия родителей исправить
их»31.
Тем не менее, согласно Ломброзо, просвещение и воспитание влияют на тип преступности: если неграмотные и малообразованные люди совершают обычно жестокие и кровавые преступления, связанные с грубым насилием, грабежи и поджоги, то лица, получившие среднее и высшее образование, более склонны к тонким видам преступлений, таким, как
вымога31 Ломброзо Ч.
Преступление.
М., 1994.
С.
125.

75
[стр. 34]

любви сводят к сублимированному половому инстинкту.
Свободную волю низводят на один уровень с инстинктивными желаниями"14.
Наиболее известным представителем антропологизма в теории преступности был Ч.Ломброзо, выделивший в работе «Преступный человек» ряд антропологических признаков, позволяющих судить о наличии у их носителя криминальных склонностей.
Это форма и строение черепа, длина туловища, форма лба и челюсти, свойственные человеку «атавистического типа».
Соответственно, утверждал Ломброзо, этому типу присущ и психологический атавизм, детерминирующий возникновение преступных наклонностей.
Поэтому, заключал он, существует тип «прирожденного преступника», самой природой предназначенного к совершению преступлений.
Он характеризуется общей атавистичностью как физического облика, так и духовного мира, что проявляется в нарушении присущего нормальным людям баланса между зоологическим и человеческим, сознанием и инстинктом; в том, что у «атавистического» человека агрессивность доминирует в поведении над рациональностью; наконец, в низком уровне общего личностного развития, примитивной эмоциональной сфере.
Ломброзо собрал статистические данные, исходя из которых можно было прийти к выводу о существовании механизмов передачи преступных наклонностей по наследству.
Природные преступные наклонности, согласно утверждениям Ломброзо, трудно поддаются, или вообще не поддаются перевоспитанию.
Он пишет: «на многих индивидов воспитание не оказывает никакого влияния: они рождаются испорченными и остаются таковыми, несмотря на все отчаянные усилия родителей исправить
их»15.
14 Гильдебранд Д.
Новая Вавилонская башня.
М., 1998.
С.
30.
15 Ломброзо Ч.
Престу пление.
М., 1994.
С.
125.

34

[стр.,35]

Тем не менее, согласно Ломброзо, просвещение и воспитание влияют на тип преступности: если неграмотные и малообразованные люди совершают обычно жестокие и кровавые преступления, связанные с грубым насилием, грабежи и поджоги, то лица, получившие среднее и высшее образование, более склонны к тонким видам преступлений, таким, как вымогательство, шантаж, подлог, взяточничество, а также к политическим преступлениям.
Философским основанием антропологизма в интерпретации преступления было механистическо-материалистическое представление о наличии непосредственной детерминации человеческого поведения биологическими индивидуальными характеристиками.
Тем не менее позже Ломброзо пересмотрел свою теорию, дополнив ее рядом важных социологических наблюдений и выводов, в которых обращал внимание на взаимосвязь преступности и материального благосостояния совершающего преступление субъекта.
Антропологическая концепция обладает существенным недостатком: она предполагает возможность и необходимость заблаговременной дифференциации людей на тех, кто отличается определенными аномалиями (патологией) и в силу этого совершает преступления, и иных.
Известным социологом Спенсером была высказана даже гипотеза о том, что в результате эволюционною развития у человека сформировался механизм наследственности, зафиксировавший возможность воспроизводства социальных инстинктов выживания.
В нем зафиксированы такие понятия, как справедливость, добро, зло.
Исходя из этого, полезные отклонения формируют нормальных людей, а вредные преступников.
В категорию антропологических в широком смысле, то есть биопсихических, концепций преступности попадают также психологические концепции, которые фокусируют свое внимание на индивидуальных психоло

[Back]