тельство, шантаж, подлог, взяточничество, а также к политическим преступлениям. Философским основанием антропологизма в интерпретации преступления было механистическо-материалистическое представление о наличии непосредственной детерминации человеческого поведения биологическими индивидуальными характеристиками. Тем не менее позже Ломброзо пересмотрел свою теорию, дополнив ее рядом важных социологических наблюдений и выводов, в которых обращал внимание на взаимосвязь преступности и материального благосостояния совершающего преступление субъекта. Антропологическая концепция обладает существенным недостатком: она предполагает возможность и необходимость заблаговременной дифференциации людей на тех, кто отличается определенными аномалиями (патологией) и в силу этого совершает преступления, и иных. Известным социологом Гербертом Спенсером была высказана даже гипотеза о том, что в результате эволюционного развития у человека сформировался механизм наследственности, зафиксировавший возможность воспроизводства социальных инстинктов выживания. В нем зафиксированы такие понятия, как справедливость, добро, зло. Исходя из этого, полезные отклонения формируют нормальных людей, а вредные преступников. В категорию антропологических в широком смысле, то есть биопсихических, концепций преступности попадают также психологические концепции, которые фокусируют свое внимание на индивидуальных психологических причинах совершения преступлений. Среди этих концепций наиболее известной и влиятельной является психоаналитическая, объясняющая готовность человека совершить преступление мощным давлением на его волю импульсов индивидуального бессознательного, нереализованных «запретных» потребностей и влечений. Возвращаясь к изложенному в третьем параграфе первой главы данной работы, вспомним, что родоначальник теории психоанализа 3. Фрейд выделил в качестве основы мотивационного механизма со76 |
Тем не менее, согласно Ломброзо, просвещение и воспитание влияют на тип преступности: если неграмотные и малообразованные люди совершают обычно жестокие и кровавые преступления, связанные с грубым насилием, грабежи и поджоги, то лица, получившие среднее и высшее образование, более склонны к тонким видам преступлений, таким, как вымогательство, шантаж, подлог, взяточничество, а также к политическим преступлениям. Философским основанием антропологизма в интерпретации преступления было механистическо-материалистическое представление о наличии непосредственной детерминации человеческого поведения биологическими индивидуальными характеристиками. Тем не менее позже Ломброзо пересмотрел свою теорию, дополнив ее рядом важных социологических наблюдений и выводов, в которых обращал внимание на взаимосвязь преступности и материального благосостояния совершающего преступление субъекта. Антропологическая концепция обладает существенным недостатком: она предполагает возможность и необходимость заблаговременной дифференциации людей на тех, кто отличается определенными аномалиями (патологией) и в силу этого совершает преступления, и иных. Известным социологом Спенсером была высказана даже гипотеза о том, что в результате эволюционною развития у человека сформировался механизм наследственности, зафиксировавший возможность воспроизводства социальных инстинктов выживания. В нем зафиксированы такие понятия, как справедливость, добро, зло. Исходя из этого, полезные отклонения формируют нормальных людей, а вредные преступников. В категорию антропологических в широком смысле, то есть биопсихических, концепций преступности попадают также психологические концепции, которые фокусируют свое внимание на индивидуальных психоло гнческих причинах совершения преступлений. Среди этих концепций наиболее известной и влиятельной является психоаналитическая, объясняющая готовность человека совершить преступление мощным давлением на его волю импульсов индивидуального бессознательного, нереализованных «запретных» потребностей и влечений. Родоначальник теории психоанализа 3. Фрейд выделил в качестве основы мотивационного механизма совершения преступлений «инстинкт агрессии», изначально свойственный человеку как биологическому существу. В работе «Три очерка по теории сексуальности» он рассматривал агрессивность как составляющую полового инстинкта. Однако в той же работе он допускает и более сложное соотношение между сексуальностью и агрессией: «Можно предположить, что импульсы жестокости связаны с источниками, которые на самом деле являются независимыми от сексуальности, но могут объединяться с ней на ранней стадии». Позже Фрейд пришел к выводу, что агрессивность как импульс древнее любви и базируется на инстинкте эго, или инстинкте самосохранения. В 1915 году он уже пишет: «Эго ненавидит, испытывает отвращение и преследует с намерением разрушить все объекты, являющиеся источником неприятного чувства... Можно утверждать, что истинные прототипы отношения ненависти основываются не на сексуальной жизни, а на борьбе эго за сохранение и поддержание собственной жизни». Ученик и последователь Фрейда Л. Адлер выводил феномен преступности из «комплекса неполноценности», переходящего в дальнейшем в «комплекс превосходства». Комплекс неполноценности представляет собой совокупность устойчивых черт характера, обусловленных плохой способностью к социальной адаптации и особенностями воспитания. Однако впоследствии при неблагоприятных условиях комплекс неполноценности может перейти в необоснованное чувство собственного превосходства над окружающими, ведущее к ощущению вседозволенности, абсолю36 |