Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 78]

комплекса неполноценности доказывает самому себе собственное превосходство над другими, свою исключительность.
Критикуя психоаналитическую интерпретацию преступления, Ж.-П.
Сартр подчеркивает, что, используя категорию бессознательного, психоанализ уничтожает само понятие свободы действия преступника и, следовательно, ответственности за преступление.
Он пишет: «Я являюсь своими собственными психическими феноменами, поскольку я их констатирую в сознательной реальности; например, я являюсь этим побуждением украсть такуюто или такую-то книгу с этой выставки, я отождествляюсь с побуждением, проясняю его и определяю себя в зависимости от него к совершению кражи.
Но я не являюсь-этими психическими фактами, поскольку я получаю их пассивно и обязан делать предположения об их источнике и подлинном значении, точно так же, как ученый строит гипотезы о природе и сущности внешнего феномена; это воровство, например, я интерпретирую непосредственным побуждением, определяемым редкостью, интересом или ценой тома, который я намереваюсь украсть.»*
32.
Психоаналитическое объяснение преступности, хотя и содержит много плодотворных идей, однако, в сущности, мало что проясняет.
Дело в том, что для психоаналитических концепций в целом характерно притязание на универсальность,'
<<общёчё;ювеч«оетъ>ь влечений и комплексов, признаваемых базисными для психики любого человека вообще.
Например, инстинкт агрессивности или разрушения в той или иной степени присущ всем представителям мужского пола; элементы комплекса неполноценности также встречаются у очень многих людей.
Если бы этих факторов было достаточно, преступником мог бы стать практически каждый.
Как пишет американский социолог Э.Шур, «согласно некоторым взглядам на преступность, бытующим у психоаналитиков, каждый из нас...
в душе
преступник»33.
А преступниками стано•------------' .: ..\ г» • • • 32 Сартр Ж.-П.
Бытие и ничто.
Опыт феноменологической онтологии.
М., 2000.
С.
85-86.

33 Шур Э.
Наше преступное общество.
М., 1977.
С.
100.

78
[стр. 37]

тизации собственной правоты и чужой вины.
Комплекс превосходства развивается у людей с неустойчивой самооценкой, неуверенных в себе в прошлом, и формируется как своего рода психологическая компенсация былой слабости.
Индивид стремится выделиться из среды других людей и самоутвердиться любой ценой, в том числе и ценой преступления.
Тесная связь психологической мотивации преступления с самооценкой совершающего его субъекта несомненна, вспомним знаменитое рассуждение Раскольникова: «Тварь ли я дрожащая, или право имею?».
Совершая преступное деяние, согласно Адлеру, носитель комплекса неполноценности доказывает самому себе собственное превосходство над другими, свою исключительность.
Критикуя психоаналитическую интерпретацию преступления, Ж.-П.
Сартр подчеркивает, что, используя категорию бессознательного, психоанализ уничтожает само понятие свободы действия преступника и, следовательно, ответственности за преступление.
Он пишет: «Яявляюсь своими собственными психическими феноменами, поскольку я их констатирую в сознательной реальности; например, я являюсь этим побуждением украсть такую-то или такую-то книгу с этой выставки, я отождествляюсь с побуждением, проясняю его и определяю себя в зависимости от него к совершению кражи.
Но я не являюсь этими психическими фактами, поскольку я получаю их пассивно и обязан делать предположения об их источнике и подлинном значении, точно так же, как ученый строит гипотезы о природе и сущности внешнего феномена; это воровство, например, я интерпретирую непосредственным побуждением, определяемым редкостью, интересом или ценой тома, который я намереваюсь украсть.»16.

16 Сартр Ж.-П.
Бытие и ничто.
Опыт феноменологической онтологии.
М., 2000.
С.
8586.


[стр.,38]

Психоаналитическое объяснение преступности, хотя и содержит много плодотворных идей, однако, в сущности, мало что проясняет.
Дело в том, что для психоаналитических концепций в целом характерно притязание на универсальность,
«общечеловечность» влечений и комплексов, признаваемых базисными для психики любого человека вообще.
Например, инстинкт агрессивности или разрушения в той или иной степени присущ всем представителям мужского пола; элементы комплекса неполноценности также встречаются у очень многих людей.
Если бы этих факторов было достаточно, преступником мог бы стать практически каждый.
Как пишет американский социолог Э.Шур, «согласно некоторым взглядам на преступность, бытующим у психоаналитиков, каждый из нас...
в душе
преступник»17.
Л преступниками становятся далеко не все.
Следовательно, приходится сделать вывод о недостаточности психоаналитических объяснений.
Эту недостаточность понимают и сами психологи, исследующие преступность, старающиеся дополнить собственно психоаналитический подход.
Так, американский психолог Дж.
Доллард рассматривает агрессивные внутренние побуждения личности не только как результат «инстинкта агрессии», но и прежде всего как продукт фрустрации негативного психоэмоционального состояния, возникающего при невозможности для субъекта удовлетворить свои потребности и желания.
Фрустрация может, согласно концепции Дол л ар да, вызывать действия, которые внешне выглядят лишенными всякой рациональной связи с предметом желания или причинами его недоступности.
Однако такие действия возникают в результате включения особого психологического механизма, требующего выхода эмоционального напряжения.
Так совершаются 17 Шур Э.
Наше преступное общество.
М., 1977.
С.
100.

38

[Back]