Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 83]

видуального решения.
Таким образом, преступность представляет собой продукт не индивидуальной патологии, а дисфункции, возникшей на социальном уровне, в сфере функционирования норм и ценностей.
Общество осуществляет детерминацию индивидуального поведения своих членов через нормативно-ценностную структуру.
Можно сказать, что для индивида общество, в котором он живет, это в первую очередь нормы, которым ему приходится подчиняться, и ценности, с которыми он соотносит свое поведение.
Общество это то, что контролирует и оказывает давление посредством общеобязательных для выполнения норм.
Нормативный характер социального определяет природу преступности.
Норма не может существовать без отклонения.
Поэтому, согласно Дюркгейму, преступность существует и в нормальном обществе.
Дюркгейм утверждает, что наличие преступности в определенных масштабах
является не патологией, а нормой социальной жизни.
Патология наступает лишь тогда, когда масштабы преступности резко возрастают, то есть в условиях социальных кризисов и аномии.
Более того, по мнению Дюркгейма, преступность как социальное явление функционально амбивалентна, иными словами, выполняет не только негативные и разрушительные для общества функции, но и позитивные и конструктивные.
Дюркгейм пишет, в частности, что «преступление нормально, так как общество, лишенное его,
было бы совершенно невозможно»35.
Обычный уровень преступности является показателем здоровья общества.
Понятие преступления, согласно Дюркгейму, является социально относительным, поскольку в различных обществах преступными считаются совершенно разные поступки.
Более того, общество далеко
не всегда способно объективно оценить действия индивида и нередко объявляет преступником и преследует выдающегося и социально полезного человека, как было, например, в случае Сократа.
Нормативная природа социального как такового настоятельно требует ранжирования поведения членов общества на
«пре35 Дюркгейм Э.
Социология.
Ее предмет, метод, предназначение.
М., 1995.
С.
87.

83
[стр. 43]

вые последствия нарушения нормальных механизмов ценностной ориентации.
Взгляд Дюркгейма на проблемы преступности тесно связан с его социальной теорией в целом.
Ее с полным основанием можно охарактеризовать как социальный детерминизм, поскольку основной идеей Дюркгейма является мысль о качественном отличии социального как особого среза человеческого бытия от индивидуального существования человека.
Социальная философия Дюркгейма это философия абсолютной детерминированности индивидуального социальным, поэтому на социальном уровне для него нс существует никакой индивидуальной свободы.
То, что представляется свободой личного выбора, в действительности, согласно Дюркгейму, просто иллюзия, проистекающая из многофакторности и сложности социальных явлений.
Чем шире взгляд исследователя, чем больше разноплановых детерминирующих факторов он может вместить, тем меньше места остается на долю индивидуального решения.
Таким образом, преступность представляет собой продукт не индивидуальной патологии, а дисфункции, возникшей на социальном уровне, в сфере функционирования норм и ценностей.
Общество осуществляет детерминацию индивидуального поведения своих членов через нормативно-ценностную структуру.
Можно сказать, что для индивида общество, в котором он живет, это в первую очередь нормы, которым ему приходится подчиняться, и ценности, с которыми он соотносит свое поведение.
Общество это то, что контролирует и оказывает давление посредством общеобязательных для выполнения норм.
Нормативный характер социального определяет природу преступности.
Норма не может существовать без отклонения.
Поэтому, согласно Дюркгейму, преступность существует и в нормальном обществе.
Дюркгейм утверждает, что наличие преступности в определенных масштабах


[стр.,44]

является не патологией, а нормой социальной жизни.
Патология наступает лишь тогда, когда масштабы преступности резко возрастают, то есть в условиях социальных кризисов и аномии.
Более того, по мнению Дюркгейма, преступность как социальное явление функционально амбивалентна, иными словами, выполняет не только негативные и разрушительные для общества функции, но и позитивные и конструктивные.
Дюркгейм пишет, в частности, что «преступление нормально, так как общество, лишенное его,
ЛЛ было бы совершенно невозможно» .
Обычный уровень преступности является показателем здоровья общества.
Понятие преступления, согласно Дюркгейму, является социально относительным, поскольку в различных обществах преступными считаются совершенно разные поступки.
Более того, общество далеко
нс всегда способно объективно оценить действия * индивида и нередко объявляет преступником и преследует выдающегося и социально полезного человека, как было, например, в случае Сократа.
Нормативная природа социального как такового настоятельно требует ранжирования поведения членов общества на
«преступное» и «законопослушное», указывает Дюркгейм, и если представить себе некую идеальную модель изолированного от остального мира монастыря, обитателям которого совершенно неведомы преступления, там все равно будут объявлять преступными и наказывать поступки, которые с точки зрения «извне» преступлениями не являются.
Итак, с точки зрения Дюркгейма, преступление это поступок, являющийся нарушением существующих в данном конкретном обществе запретов, оскорбляющий коллективное сознание.
Как подчеркивает Н.А.
Гулина, «в том значении, которое ему придает Дюркгейм, преступление есть 20 20 Дюркгейм Э.
Социология.
Ее предмет, метод, предназначение.
М., 1995.
С.
87.

Ср.
с высказыванием Ф.М.Достоевского: «Я хочу нс такого общества, где бы я не мог делать 44

[Back]