Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 93]

сюда входят такие явления, как преступность, пьянство, наркомания, самоубийства и т.
п.
Тем не менее, теория систем рассматривает моменты организации и дезорганизации, «нормы» и «аномалии»
как взаимно дополнительные явления.
Их сосуществование неизбежно, они неразрывно связаны между собой и подлежат совместному исследованию.
«Порядок и беспорядок сосуществуют как два
аспекту одного целого и даютд^ам различное видение мира»38.
Существенный вклад в развитие теории систем применительно к социальной и правовой реальности внес Н.

Н.
Луман.
Современное общество в понимании
Н.
Лумана представляет собой глобальную коммуникативную
систему, которой присуща тенденция нарастающего усложнения и дифференциации.
Социальную систему конституируют смыслы, которые она же сама и производит.
Эти смыслы и образуемая ими система в целом порождаются коммуникативными процессами.

Н.
Луман видит в социальной реальности один из существующих типов систем наряду с машинами, организмами'и
пси?шчёсюшй~:ист^ами'^‘:; ’ г.....................
...............
Н.
Луман обращает внимание на то, что сама теория систем претерпела глубокую теоретическую эволюцию.
Если в период формирования системного мышления в XVIII веке базисным различением в рамках системы считалось различие целого и части, то в настоящее время в основе теории систем лежит различение
«система окружающий мир».
Сведение к различию «целое-часть» пригодно для изучения закрытых систем, тогда как различение «система-окружаюший мир» характеризует теорию открытых систем.
Основная проблема такой теории это проблема взаимоотношения системы с окружающей1 средой;
ЖйШй^йстёмеГ согласно Н.
Луману, присуща способность аутопойесиса, то есть самоорганизации и самообновления.
Аутопойетические системы способны сами отличать себя от иного.
Им присуща также способность познавать и в познании создавать свою окружающую
сре38 Пригожин И., Стенгерс И.
Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой.
М., 1986.

93
[стр. 66]

неустойчивости36.
Поэтому для сложных биологических и социальных систем более характерно не поддержание сохранения (гомеостаз), а поддержание изменений (гомеорез).
Живые системы адаптируются к внешней среде с помощью изменчивости, в том числе изменения самой окружающей среды и саморазвития.
Рассматривая социальные девиации как системные реакции изменчивости, приходится признать в определенных пределах их нормальность для функционирования системы.
Вообще понятие нормы является исходным для исследования всех форм отклонений.
В теории систем сложилось наиболее общее для естественных и общественных наук понимание нормы как предела, меры допустимого.
Негативные формы девиаций являются дисфункциональными по своему характеру: они способствуют дезорганизации системы, повышению ее энтропии.
Речь идет о том, что принято называть «социальной патологией», сюда входят такие явления, как преступность, пьянство, наркотизм, самоубийства и т.
п.
Тем не менее теория систем рассматривает моменты организации и дезорганизации, «нормы» и «аномалии»,
энтропии и негэнтропии как взаимно дополнительные явления.
Их сосуществование неизбежно, они неразрывно связаны между собой и подлежат совместному исследованию.
«Порядок и беспорядок сосуществуют как два
аспекта одного целого и дают нам различное видение мира»37.
Существенный вклад в развитие теории систем применительно к социальной и правовой реальности внес Н.
Луман.
Современное общество в понимании
Лумана представляет собой глобальную коммуникативную 36 Пригожин И., Стснгсрс И.
Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой.
М., 1986.


[стр.,67]

щ систему, которой присуща тенденция нарастающего усложнения и дифференциации.
Социальную систему конституируют смыслы, которые она же сама и производит.
Эти смыслы и образуемая ими система в целом порождаются коммуникативными процессами.

Луман видит в социальной реальности один из существующих типов систем наряду с машинами, организмами и
психическими системами.
Луман обращает внимание на то, что сама теория систем претерпела глубокую теоретическую эволюцию.
Если в период формирования системного мышления в XVIII веке базисным различением в рамках системы считалось различие целого и части, то в настоящее время в основе теории систем лежит различение
“система окружающий мир”.
Сведение к различию “целое-часть” пригодно для изучения закрытых систем, тогда как различение “система-окружающий мир” характеризует теорию открытых систем.
Основная проблема такой теории это проблема взаимоотношения системы с окружающей средой.

Живой системе, согласно Луману, присуща способность аутопойссиса, то есть самоорганизации и самообновления.
Лутопойетические системы способны сами отличать себя от иного.
Им присуща также способность познавать и в познании создавать свою окружающую
среду, причем познание рассматривается Луманом как специфическое поведение, укорененное в самом принципе существования и организации таких систем.
В отличие от биологических систем общество как система конституируется смыслами, которые оно само же и творит* 38.
Луман рассматривает общество в целом как функциональную дифференцированную систему, включающую в себя выполняющие разнообразные функции подсистемы.
Они соответствуют различным специализи3/ Пригожи» И.
Философия нестабильности // Вопросы философии.
1991.
№ 6.
С.
50.
38 Шнпапп N.
ТЬе ОйТсгспПайоп оГ$ос1с1у.
Ыс\у Уогк, 1982.
67

[Back]