Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 94]

ду, причем познание рассматривается Н.
Луманом как специфическое поведение, укорененное в самом принципе существования и организации таких систем.
В отличие от биологических систем общество как система конституируется смыслами, которые оно само же и творит39.

Н.
Луман рассматривает общество в целом как функциональную дифференцированную систему, включающую в себя выполняющие разнообразные функции подсистемы.
Они соответствуют различным
специализированным сферам социальной жизни.
Поскольку общество как живая
систвхМа отличает себя от ограничивающей его окружающей среды, каждая из его подсистем тбяФобЩаё^ саморазличения.
Элементами социальной системы являются коммуникации, представляющие собой единство информации, сообщения и понимания.
Такое единство в его совокупности составляет смысл.
Три измерения смысла предметное, темпоральное и социальное образуют его опосредования.
В социальное измерение смысла входят отношение с другими системами (действие) и саморефлексия (переживание).
Темпоральное измерение смысла составляют ожидания и ожидания ожиданий.
Под ожиданием ожидания
Н.
Луман понимает рациональный порядок
действйй людёй-устанавли благодаря тому, что в ходевзаимодействия субъекты предвидят и ожидают характер направленных на них ожиданий партнеров по взаимодействию.
Ожидания нормируются: это означает, что даже в том случае, если конкретное ожидание не сбывается, субъект продолжает оставаться в состоянии ожидания.
Подсистемы коммуникации имеют собственные коды различения.
Например, в правовой подсистеме базисное различение это
«законноенезаконное», в моральной «уважение-неуважение», в политической «повиновение-неповиновение», в науке «истинное-неистинное».
Каждое из этих различений ‘пшволяет^ определенные виды коммуникациикак 39 ЬиЬшапп N.
ТНе ОЛГегепйайоп оГ $ос1сгу.
№\у Уогк, 1982.
94
[стр. 67]

щ систему, которой присуща тенденция нарастающего усложнения и дифференциации.
Социальную систему конституируют смыслы, которые она же сама и производит.
Эти смыслы и образуемая ими система в целом порождаются коммуникативными процессами.
Луман видит в социальной реальности один из существующих типов систем наряду с машинами, организмами и психическими системами.
Луман обращает внимание на то, что сама теория систем претерпела глубокую теоретическую эволюцию.
Если в период формирования системного мышления в XVIII веке базисным различением в рамках системы считалось различие целого и части, то в настоящее время в основе теории систем лежит различение “система окружающий мир”.
Сведение к различию “целое-часть” пригодно для изучения закрытых систем, тогда как различение “система-окружающий мир” характеризует теорию открытых систем.
Основная проблема такой теории это проблема взаимоотношения системы с окружающей средой.
Живой системе, согласно Луману, присуща способность аутопойссиса, то есть самоорганизации и самообновления.
Лутопойетические системы способны сами отличать себя от иного.
Им присуща также способность познавать и в познании создавать свою окружающую среду, причем познание рассматривается Луманом как специфическое поведение, укорененное в самом принципе существования и организации таких систем.
В отличие от биологических систем общество как система конституируется смыслами, которые оно само же и творит*
38.
Луман рассматривает общество в целом как функциональную дифференцированную систему, включающую в себя выполняющие разнообразные функции подсистемы.
Они соответствуют различным
специализи3/ Пригожи» И.
Философия нестабильности // Вопросы философии.
1991.
№ 6.
С.
50.
38 Шнпапп N.
ТЬе ОйТсгспПайоп оГ$ос1с1у.
Ыс\у Уогк, 1982.
67

[стр.,68]

рованным сферам социальной жизни.
Поскольку общество как живая
система отличает себя от ограничивающей его окружающей среды, каждая из его подсистем тоже обладает способностью саморазличения.
Элементами социальной системы являются коммуникации, представляющие собой единство информации, сообщения и понимания.
Такое единство в его совокупности составляет смысл.
Три измерения смысла предметное, темпоральное и социальное образуют его опосредования.
В социальное измерение смысла входят отношение с другими системами (действие) и саморефлексия (переживание).
Темпоральное измерение смысла составляют ожидания и ожидания ожиданий.
Под ожиданием ожидания
Луман понимает рациональный порядок действий людей, устанавливающийся благодаря тому, что в ходе взаимодействия субъекты предвидят и ожидают характер направленных на них ожиданий партнеров по взаимодействию.
Ожидания нормируются: это означает, что даже в том случае, если конкретное ожидание не сбывается, субъект продолжает оставаться в состоянии ожидания.
Подсистемы коммуникации имеют собственные коды различения.
Например, в правовой подсистеме базисное различение это
“законноенезаконное”, в моральной “уважение-неуважение”, в политической “повиновение-неповиновение”, в науке “истинное-неистинное”.
Каждое из этих различений позволяет выделить определенные виды коммуникации как свойственные именно этой подсистеме и отличать их от “иных” коммуникаций, не входящих в нее.
Чем сложнее, комплекснее становится социальная система, тем больше она порождает возможностей и ожиданий.
Сообразно с этим возрастает комплексность се подсистем.
Отсюда возникает потребность в эффективной селекции ожиданий.

[Back]