Проверяемый текст
Зайналабидов Алексей Салавович. Преступность в современном российском обществе (Диссертация 2004)
[стр. 95]

свойственные именно этой подсистеме и отличать их от «иных» коммуникаций, не входящих в нее.
Чем сложнее, комплекснее становится социальная система, тем больше она порождает возможностей
й ожиданий.
Сообразно с этим возрастает комплексность
ее подсистем.
Отсюда возникает потребность в эффективной селекции ожиданий.

Если преступность является функциональной необходимостью для всякого общества, имеющего правовую подсистему, то отсюда следует, что и преступность можно рассматривать как аутопойетическую подсистему общества, или хотя бы как подсистему правовой системы.
Это специфический тип информации, сообщения и понимания, отличающийся во всех этих трех измерениях от других социальных подсистем.
Сквозь призму методологии
Н.
Лумана преступностьвысвечивается как особая смысловая и кодовая коммуникационная подсистема, обладающая собственным видением и пониманием мира, в корне отличным от понимания, присущего другим подсистемам общества.
Применяя системный подход к изучению преступности, мы исходим из основного положения общей теории систем о нетождественности
целого простой сумме его частей.
Это важный методологический принцип.
Именно благодаря пониманию преступности как самостоятельного и саморазвивающегося целого, состоящего из различных элементов, но не сводящегося кнему,'вдзможнб'йс
таких понятий, как «логикаразвития преступности», «внутренние тенденции такого развития» и др.
Более конкретные криминологические исследования вскрывают детали взаимосвязи, существующей между различными элементами преступности, приспособительные механизмы, позволяющие ей адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и, более того, адаптировать среду к потребностям собственного выживания и развития.
Согласно системной методологии, система выделяется как целостность только по отношению к окружающей среде, вступая с ней в определенные
95
[стр. 68]

рованным сферам социальной жизни.
Поскольку общество как живая система отличает себя от ограничивающей его окружающей среды, каждая из его подсистем тоже обладает способностью саморазличения.
Элементами социальной системы являются коммуникации, представляющие собой единство информации, сообщения и понимания.
Такое единство в его совокупности составляет смысл.
Три измерения смысла предметное, темпоральное и социальное образуют его опосредования.
В социальное измерение смысла входят отношение с другими системами (действие) и саморефлексия (переживание).
Темпоральное измерение смысла составляют ожидания и ожидания ожиданий.
Под ожиданием ожидания Луман понимает рациональный порядок действий людей, устанавливающийся благодаря тому, что в ходе взаимодействия субъекты предвидят и ожидают характер направленных на них ожиданий партнеров по взаимодействию.
Ожидания нормируются: это означает, что даже в том случае, если конкретное ожидание не сбывается, субъект продолжает оставаться в состоянии ожидания.
Подсистемы коммуникации имеют собственные коды различения.
Например, в правовой подсистеме базисное различение это “законноенезаконное”, в моральной “уважение-неуважение”, в политической “повиновение-неповиновение”, в науке “истинное-неистинное”.
Каждое из этих различений позволяет выделить определенные виды коммуникации как свойственные именно этой подсистеме и отличать их от “иных” коммуникаций, не входящих в нее.
Чем сложнее, комплекснее становится социальная система, тем больше она порождает возможностей
и ожиданий.
Сообразно с этим возрастает комплексность
се подсистем.
Отсюда возникает потребность в эффективной селекции ожиданий.


[стр.,69]

Если преступность является функциональной необходимостью для всякого общества, имеющего правовую подсистему, то отсюда следует, что и преступность можно рассматривать как аутопойетическую подсистему общества, или хотя бы как подсистему правовой системы.
Это специфический тип информации, сообщения и понимания, отличающийся во всех этих трех измерениях от других социальных подсистем.
Сквозь призму методологии
Лумана преступность высвечивается как особая Смысловая и кодовая коммуникационная подсистема, обладающая собственным видением и пониманием мира, в корне отличным от понимания, присущего другим подсистемам общества.
Применяя системный подход к изучению преступности, мы исходим из основного положения общей теории систем о нетождествен
пости целого простой сумме его частей.
Это важный методологический принцип.
Именно благодаря пониманию преступности как самостоятельного и саморазвивающегося целого, состоящего из различных элементов, но не сводящегося к нему,
возможно использование таких понятий, как «логика развития преступности», «внутренние тенденции такого развития» и др.
Более конкретные криминологические исследования вскрывают детали взаимосвязи, существующей между различными элементами преступности, приспособительные механизмы, позволяющие ей адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и, более того, адаптировать среду к потребностям собственного выживания и развития.
Согласно системной методологии, система выделяется как целостность только по отношению к окружающей среде, вступая с ней в определенные
взаимодействия.
Для преступности, рассматриваемой как система, окружающей средой является общество.
Между обществом в целом и преступностью как особой системой существуют отношения взаимной борьбы, адаптации и функционального обмена.

[Back]