Проверяемый текст
Данилков, Андрей Анатольевич; Психологические средства регуляции ситуативной тревожности в условиях временного детского коллектива (Диссертация 2004)
[стр. 142]

личностей, что в конечном итоге приводит к ухудшению и деградации в соматической, психической, эмоциональной и духовных сферах.
Созависимость представляет собой отклонение в развитии, непосредственно обусловленное дисфункциональным, травмирующим ребенка воспитанием.
Это выражается в неуверенности, низкой самооценке, депрессии, страхе, тревожности, чувстве вины и, в связи с этим, в неспособности устанавливать стабильные здоровые отношения, как с самим собой, так и с окружающими людьми.
У созависимых жен выражен скрытый комплекс неполноценности, слабо выражена духовность, многие их поступки мотивированы страхом, который является основой любой зависимости.
Результаты пилотажного исследования показали, что уровень созависимых состояний личности незначительно зависит от пола, возраста, образования.
К психологическим средствам коррекции созависимости можно отнести вербальные и невербальные средства.
При исследовании созависимых состояний личности у жен мужей, имеющих алкогольные проблемы, применялись методики, описанные нами выше.
При обработке полученных данных нами были выявлены следующие закономерности: средний и высокий уровень созависимых состояний личности с 25-30 до 31-39 лет, впервые участвующих в программе «Управляй своей жизнью!», колебался от 60,0% до 75,6% от числа женщин, что в среднем значении составляло 69,2%.
Существенных различий в количественных и качественных показателях уровня
созависимости между разными возрастными группами, участвовавшими в исследовании, нами обнаружено не было.
Практически на всех этапах проведения программы
«Управляй своей жизнью!» была выявлена тенденция увеличения количества женщин со средним и высоким уровнем созависимости 31-39 лет, по сравнению с младшей 25-30 и старшей 40-45 возрастными группами.
Это количество
[стр. 143]

повышенным уровнем ситуативной тревожности является фактором, не только препятствующим адаптации детей в новых для них условиях временного детского коллектива, но и создающим высокое психоэмоциональное напряжение личности.
Одновременно это является фактором, тормозящим формирование и развитие позитивных отношений и благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Существенных различий в количественных и качественных показателях уровня ситуативной тревожности между девочками и мальчиками, участвовавшими в исследовании, нами обнаружено не было.
Например, по данным теста Сгшлбергера-Ханина, разница между показаниями шкалы ситуативной тревожности у мальчиков и девочек составляла 1-2 балла, что является нормативным показателем.
Из чего мы сделали вывод о том, что новая ситуация, в которую попали дети, одинаково переживалась как теми, так и другими.
Это позволило нам не выделять в статистических показателях различия в уровнях тревожности обоих полов, а вести подсчет по усредненным параметрам.
• • Практически на всех этапах проведения программы «Зажги звезду!» была выявлена тенденция увеличения количества детей с повышенным и высоким уровнем ситуативной тревожности в возрасте 13-14 лет, по сравнению с младшей и старшей возрастными группами.
Это количество колебалось от 73,7% до 83,3%, что в среднем составляло 75,7% от количества детей-«новичков» данного возраста.
Количественные показатели расходились с вышеуказанными возрастными группами от 10,7% до 15,5%, что в среднем составляло 13,1%.
Мы считаем такое расхождение существенным.
Причем, эти показатели были характерны как для мальчиков, так и для девочек.
Такая ситуация отвечает нормативным показателям, описанным рядом исследователей (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин, Л.М.Прихожан, А.И.Захаров и др.) и связана с психофизиологическими особенностями данного возраста.

[Back]