Проверяемый текст
Данилков, Андрей Анатольевич; Психологические средства регуляции ситуативной тревожности в условиях временного детского коллектива (Диссертация 2004)
[стр. 18]

Э.
Берн (1992) утверждал, что основа жизненного плана формируется во многом под влиянием отношений родителей к ребенку и возникает еще до рождения.
Изучение созависимости на разных этапах детства и взрослости важно для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления его эмоционально-личностных образований.
Именно
созависимость, как отмечают многие исследователи (В.Д.
Москаленко, Г.М.
Рожнова, 1997, 1996; Ц.П.
Короленко, Н.В.
Дмитриева, 2001; М.
Битти, 1986 и др.), лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития.
Созависимость рассматривается как показатель «преневротического состояния», её роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения.
Значение профилактики созависимости, её преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным жизненным ситуациям, а также при овладении новой деятельностью.
В.Д.
Москаленко (1997) отмечает, что созависимое состояние личности приводит к возникновению патологических состояний, форм поведения, а также сердечно-сосудистых заболеваний.
В эпоху бурного развития техники, средств коммуникации и выраженной урбанизации количество людей с
эмоциональным стрессом и длительно повышенной тревожностью увеличивается.
Это является серьезной патологией и одновременно служит патогенетическим фактором развития инфаркта миокарда, гипертонической болезни, язвы желудка и многих других болезней.
Возникающие на этой же основе нервно-психические заболевания могут вести к усилению общего фона агрессивного поведения.

Интерес психологов к проблеме созависимости опосредован прежде всего тем фактом, что созависимость является серьезным риск-фактором для развития многих психосоматических отклонений (В.
Сатир, Э.У.
Смит, Н.В.
Дмитриева, В.Д.
Москаленко), нервно-психических заболеваний (В.М.
Воловик, Г.Л.
Исурина), невротических расстройств (3.
Фрейд, X.
[стр. 15]

автор выделяет существенный, на наш взгляд, момент: «Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных этой проблеме, понятие тревожности остается достаточно спорным» [208, с.
35].
Действительно, то, что тревога, наряду со страхом и надеждой — особая, предвосхищающая эмоция —объясняет её особое положение среди других эмоциональных явлений.
Образно это положение описал основатель гештальт-терапии Ф.Перлз: «...формула тревоги очень проста: тревога это брешь между сейчас и тогда» [156, с.
14].
Тревога интересна как с точки зрения одного из параметров индивидуальных различий, так и с точки зрения её влияния на поведение (в частности) и развитие (в общем) личности.
Так, А.В.Либин (2000) указывает: «Склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения тревоги, является одним из основных параметров индивидуальных различий» [118, с.
114].
Изучение тревожности на разных этапах детства и взрослости важно для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления его эмоционально-личностных образований.
Именно
тревожность, как отмечают многие исследователи (К.Хорни, 1950; Э.Берн, 1992; В.М.Астапов, 2001 и др.), лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития.
Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», её роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков.
Значение профилактики тревожности, её преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным жизненным ситуациям, а также при овладении новой деятельностью (А.М.Прихожан, 2000).
С.В.Королева (2000) отмечает, что увеличение тревожности у людей приводит к возникновению патологических состояний, форм поведения, а также сердечно-сосудистых заболеваний.
В эпоху бурного развития техники, средств коммуникации и выраженной урбанизации количество людей с


[стр.,16]

эмоциональным стрессом и длительно повышенной тревожностью увеличивается.
«Это является серьезной патологией и одновременно служит патогенетическим фактором развития инфаркта миокарда, гипертонической болезни, язвы желудка и многих других болезней.
Возникающие на этой же основе нервно-психические заболевания могут вести к усилению общего фона агрессивного поведения.

Этот фон криминологи считают важным индуктором асоциального, противоправного поведения, что является одной из актуальнейших проблем современности» [99, с.
28].
Интерес психологов к проблеме тревожности опосредован, прежде всего, тем фактом, что является серьезным риск-фактором для развития многих психосоматических отклонений (И.Н.Михайленко, Ю.Л.Нулер), нервно-психических заболеваний (А.И.Киколов, В.В.Плотников), невротических расстройств (З.Фрейд, К.Хорни), источником социальной дезадаптации (И.В.Дубровина, А.И.Захаров, Б.И.Кочубей, В.Р.Кисловская).
Более того, возникновение и развитие тревожных состояний в детском возрасте накладывает отпечаток и сильно влияет на развитие личности в более старшем возрасте (К.Хорни).
В психологии выделение тревожности в отдельное явление связано ещё и с тем, что она занимает одно из ведущих мест в общей картине психических и эмоциональных расстройств.
По данным Комитета по психическому здоровью США, каждый десятый житель этой страны страдает расстройством в виде генерализованного тревожного расстройства.
Причиной всех этих расстройств является тревога.
По некоторым данным количество тревожных людей вне зависимости от половозрастных, региональных и других характеристик возросло (Л.М.Костина, 2000).
В 80-е годы число тревожных людей составляло 15% от общей выборки.
В настоящее время количество таких людей увеличилось в 5 раз [218, с.68].
Тревожные расстройства стали настолько серьезной проблемой современной медицины (в частности психиатрии), что они в том или виде включены в современные общепринятые классификации как психических

[Back]