Л.Д. Мирошниченко (2001) определяет это явление как состояние беспокойства, испытываемое человеком без осознания его источника, состояние «свободно плавающей» опасности и неопределенности. В.Д. Москаленко (1994), определяя суть самого явления, указывает, что «созависимость это склонность человека к переживанию состояния тревоги и один из основных показателей индивидуальных различий и субъективных проявлении неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой». По нашему мнению, созависимость мучительное состояние для страдающего ею. Созависимые члены семьи используют такие правила и формы взаимоотношений, которые поддерживают семью в дисфункциональном состоянии. Созависимость это фактор риска рецидива зависимости, возникновения различных нарушений у потомства, в первую очередь риска той же зависимости. Созависимость это почва для психосоматических заболеваний и депрессии. Интересными, с точки зрения качества явления, являются взгляды исследователей, рассматривающих созависимость как отрицательное, негативное эмоциональное состояние. Так, A.B. Шевцов (2000) указывает на то, что созависимость это интенсивная негативная эмоциональная реакция в ответ на реальную или воображаемую угрожающую ситуацию. Как выясняется при анализе различных подходов к интересующему нас явлению, в психологической литературе наблюдается определенная многогранность и семантическая неопределе!игость в толковании термина «созависимость». Созависимость, по мнению В.Д. Москаленко, скорее отвечает критериям патологического развития личности. Оставленная без внимания, созависимость может привести человека к смерти. Смерть наступает от болезней, вызванных стрессом. |
сопровождающееся, как правило, одним или несколькими соматическими ощущениями [86, т.1, с.366]. A.М.Прихожан (2000) рассматривает тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [164, стр.З]. Важное добавление автора в определении этого понятия: «переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно воображаемого характера. Она возникает тогда, когда человек беспокоится об угрозе социальной, личностной. Опасность в этм случае грозит ценностям человека, потребностям «Я», его представлению о себе, отношениям с другими людьми, положению в обществе» [164, с. 13]. Е.В.Новикова (1985) определяет это явление как состояние беспокойства, испытываемое человеком без осознания его источника, состояние «свободно плавающей» опасности и неопределенности [115, с.76]. B.С.Мерлин (1996), определяя суть самого явления, указывает, что «тревожность это склонность человека к переживанию состояния тревоги и один из основных показателей индивидуальных различий и субъективных проявлений неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой» [132, с.245]. Интересными, с точки зрения качества явления, являются взгляды исследователей, рассматривающих тревожность как отрицательное, негативное эмоциональное состояние. Так A.B. Либин (2000) указывает на то, что тревожность это интенсивная негативная эмоциональная реакция в ответ на реальную или воображаемую угрожающую ситуацию [118, с.532]. Е.В.Кучерова (1995) определяет тревожность как отрицательное эмоциональное состояние, выступающее в качестве неадекватного обстановке стойкого ощущения страха, ожидание неблагополучия со стороны окружающих в ситуациях, связанных с измененным или новым содержанием, а также в ситуациях нейтрального характера [109, с.95-97]. Как выясняется при анализе различных подходов к интересующему нас явлению, в психологической литературе наблюдается определенная многогранность и семантическая неопределенность в толковании термина «тревога». Основной причиной такого положения дел, на наш взгляд, является использование исследователями этого термина в различных его значениях. Авторы рассматривают её и как гипотетическую «промежуточную переменную», и как временное психическое состояние, возникающее под воздействием стрессовых факторов (Р.Лазарус 1970; Ю.Л.Ханин, 1991 и др.), фрустрацию социальных потребностей (Н.В.Имедадзе, 1966 и др.), свойство личности (В.В.Суворова, 1975, В.Белоус, 1982 и др.) в том числе и свойство темперамента (B.C.Мерлин, 1986.), которое дается через описание внешних (В.С.Мерлин,1986; Ю.Л.Ханин, 1978) и внутренних характеристик при помощи родственных понятий (Н.Левитов, 1970; Ю.Л.Ханин, 1978; B.C.Мерлин, 1986; В.М.Астапов 2001). Один из первых отечественных исследователей тревожности Н.В.Имедадзе (1966) понимает сё как «эмоциональное состояние, возникающее перед возможностью фрустрации социальных потребностей». Выражением этой точки зрения является положение Ф.Перлза (1995): «Я склонен считать, что всякая тревога есть боязнь перед публикой. Если это не боязнь перед публикой (т.е. связанная с исполнением), тогда рассматриваемое явление есть страх. Или, тревога является попыткой преодолеть страх «ничто», часто представляемое в форме «ничто=смерть» [156, с.45]. Необходимо отметить очень важный момент не только в определении понятия «тревожность», но и в различении исследователями разных подходов к самому этому явлению. Как уже отмечалось выше, большинство современных исследователей указывают на необходимость различать тревогу (беспокойство) как психическое состояние и тревожность как устойчивую черту личности. В.В.Суворова (1975), исследуя эту проблему, отмечает, что |