114 • выявить специфику формирования правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности; • определить организационно-педагогические условия формирования правовой культуры молодежи в процессе социальнокультурной деятельности; • разработать и апробировать модель формирования правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности с учетом выявленных социально-культурных условий; • составить и апробировать педагогическую программу, позволяющую формировать правовую культуру молодежи в процессе социально-культурной деятельности. В процессе решения первой задачи нами был проведен анализ философской, психолого-педагогической, социологической, культурологической и юридической литературы и изучено состояние научной разработанности проблемы. Анализ основных подходов к проблеме позволил констатировать, что только осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм. Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Изучая материалы ученых-правоведов, активно работающих над проблемой правовой культуры, таких как А.Б.Венгерова, Г.В.Назоренко, С.А.Комарова, Н.И.Матузов и др., можно выделить ряд определений «правовой культуры». |
18 Г л а в а I Теоретические основы формирования правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности 1.1 Формирование правовой культуры молодежи как глобальная проблема современного общества История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество. Осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых' правовых норм. Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и> правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Изучая материалы ученых-правоведов, активно работающих над проблемой правовой культуры, таких как А.Б.Венгерова, Г.В.Назоренко, С.А.Комарова, Н.И.Матузов и др., можно выделить ряд определений «правовой культуры». Правовая культура многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания. Под правовой культурой предлагается понимать систему • осуществления целенаправленной подготовки педагоговорганизаторов по проблеме формирования правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности; • построения деятельности на основе педагогической программы, способствующей формированию правовой культуры молодежи. Нами были поставлены следующие задачи: • проанализировать основные подходы к проблеме формирования правовой культуры молодежи и на этой основе с позиции педагогической науки определить сущность формирования правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности; • выявить специфику формирования правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности; • определить организационно-педагогические условия формирования правовой культуры молодежи в процессе социальнокультурной деятельности; • разработать и апробировать модель формирования правовой культуры молодежи в процессе социально-культурной деятельности с учетом выявленных социально-культурных условий; • составить и апробировать педагогическую программу, позволяющую формировать правовую культуру молодежи в процессе социально-культурной деятельности. к В процессе решения первой задачи нами был проведен анализ философской, психолого-педагогической, социологической, культурологической и юридической литературы и изучено состояние научной разработанности проблемы. Анализ основных подходов к проблеме позволил констатировать, что только осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм. Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его 92 возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и * правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Изучая материалы ученых-правоведов, активно работающих над проблемой правовой культуры, таких как А.Б.Венгерова, Г.В.Назоренко, С.А.Комарова, Н.И.Матузов и др., можно выделить ряд определений «правовой культуры». В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом одной из подсистем юридической надстройки. В философской литературе отмечается, что соотношение между обществом и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его качества. Усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма. Признано, что правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и материализацию идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности. Проанализировав литературные источники, мы выяснили, что правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества. Правовая культура тесно связана с правовым сознанием, опирается на него, однако является самостоятельной категорией, так как включает не 93 |