важнейших сторон жизни общества, наиболее высокая и емкая форма правосознания. Под правовой культурой предлагается понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей5. Правовая культура это особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо, прежде всего, для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем, в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в понимании данной разновидности культуры. Например, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в обеспечении становления цивилизации окажется необходимым, в первую очередь, обратить внимание на функциональносодержательный аспект правовой культуры. Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права. Самые различные мнения о месте правовой культуры в правовой надстройке общества существуют в юридической литературе: от признания ее элементом одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки. Если первая точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения правовой культуры, то вторая — появилась нс так давно. Правовую 19 5 Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1994. |
овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей [89]. Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо, прежде всего, для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем, в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в понимании данной разновидности культуры. Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в обеспечении становления цивилизации окажется необходимым, в первую очередь, обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры. Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права. В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой надстройкой и даже \ выведения ее за пределы правовой надстройки. Если первая точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения правовой культуры, то вторая — появилась не так давно. Правовую культуру стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения, правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. 19 возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и * правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Изучая материалы ученых-правоведов, активно работающих над проблемой правовой культуры, таких как А.Б.Венгерова, Г.В.Назоренко, С.А.Комарова, Н.И.Матузов и др., можно выделить ряд определений «правовой культуры». В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом одной из подсистем юридической надстройки. В философской литературе отмечается, что соотношение между обществом и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его качества. Усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма. Признано, что правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и материализацию идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности. Проанализировав литературные источники, мы выяснили, что правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества. Правовая культура тесно связана с правовым сознанием, опирается на него, однако является самостоятельной категорией, так как включает не 93 |