Проверяемый текст
Соловьев Николай Николаевич. Социально-культурная деятельность как средство формирования правовой культуры молодежи (Диссертация 2010)
[стр. 20]

20 культуру стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения, правосознание, законность и т.д.
и отождествляя ее, тем самым, со всей правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений.

Иногда правовую надстройку разводят с правовой культурой на основании того, что понятия, обозначающие данные явления, принадлежат якобы к двум различным теоретическим уровням — соответственно философскому (исторический материализм) и конкретно-социологическому.
Правовая культура подвергается философскому анализу как одна из подсистем культуры в целом, что, однако, не влечет за собой необходимости называть правовую культуру юридической надстройкой.
В философской литературе отмечается, что соотношение между обществом и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его качества.
Следовательно, правовая надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его качество.
Это означает, что правовая культура характеризует качественное состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития как всей правовой действительности, так и отдельных ее компонентов.
Правовая культура не является частью или областью правовой надстройки, но как ее качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества, пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например, законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву) жизни этого общества.
Нам наиболее близко определение, предложенное Г.В.
Назаренко6, в котором правовая культура рассматривается как в широком, так и в узком смысле.
По его словам, правовая культура в широком смысле это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе, законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое * Назаренко Г.В..
Теория государства и права.
Учебное пособие 2-е издание, дополненное и переработанное.
М.: Правовая книга плюс, 2000.
[стр. 19]

овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей [89].
Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям.
Комплексное использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо, прежде всего, для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы.
Вместе с тем, в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.
Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в обеспечении становления цивилизации окажется необходимым, в первую очередь, обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры.
Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.
В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой надстройкой и даже \ выведения ее за пределы правовой надстройки.
Если первая точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения правовой культуры, то вторая — появилась не так давно.
Правовую культуру стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения, правосознание, законность и т.
д.
и отождествляя ее тем самым со всей правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений.

19

[стр.,20]

Иногда правовую надстройку разводят с правовой культурой на основании того, что понятия, обозначающие данные явления, принадлежат якобы к двум различным теоретическим уровням — соответственно философскому (исторический материализм) и конкретно-социологическому.
Правовая культура подвергается философскому анализу как одна из подсистем культуры в целом, что, однако, не влечет за собой необходимости называть правовую культуру юридической надстройкой.
В философской литературе отмечается, что соотношение между обществом и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его качества.
Следовательно, правовая надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его качество.
Это означает, что правовая культура характеризует качественное состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития как всей правовой действительности, так и отдельных ее компонентов.
Правовая культура не является частью или областью правовой надстройки, но как ее качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества, пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например, законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву) жизни этого общества.
Нам наиболее близко определение, предложенное Г.В.
Назаренко, в котором правовая культура рассматривается как в широком, так и в узком смысле.
По его словам, правовая культура в широком смысле это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе, законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое
юридическое образование, совершенную юридическую практику и стабильный правопорядок.
А правовая культура в узком смысле это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения [145].
20

[стр.,113]

143.
Мудрик, А.В.
Социальная педагогика: Учебн.
для студ.
пед.
вузов / А.В.
Мудрик; Под ред.
В.А.
Сластенина.
—М.: Академия, 2000.
—200 с.
144.
Мудрик, А.
В.
Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи вузов / А.В.
Мудрик.
// Новые ценности образования.
— М., 1995.
№ 3.
С.
56-62.
145.
Назаренко, Г.В..
Теория государства и права.
Учебное пособие 2* е издание, дополненное и переработанное.
М.: Правовая книга плюс, 2000.-С
.
100.
146.
Налчаджян, А,А.
Социально-психологическая адаптация личности / А.А.
Налчаджян.
Ереван, 1988.
348 с.
147.
Никитина, Г.Я.
История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие / Г.Я.
Никитина.
М.: МГУК, 1998.
65 с.
148.
Новаторов, В.Е.
Культурно-досуговая деятельность.
Словарьсправочник / В.Е.
Новаторов.
Омск, 1992.182 с.
149.
Новаторов, В.Е.
Организаторы досуга / В.Е.
Новаторов.
М.: 1 Советская Россия, 1987.
117с.
150.
Новейший философский словарь / Сост.
А.А.Грицанов.
М.: Изд.В.М.Скакун, 1998.
896 с.
151.
Новикова, Л.И.
Педагогическая деятельность коллектива: вопросы теории / Л.И.
Новикова.
М.: Педагогика, 1978.
144с.
152.
Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / Под ред.
Н.
Б.
Крылова.
— М., 1995.
20с.
153.
Общение и его влияние на развитие психики: Сб.
науч.
тр.
НИИ общей педагогики и психологии АПН СССР / Под ред.
М.И.Лисиной.
М.: АПН СССР, 1986.
176 с.
154.
Ожегов, С.И.
Словарь русского языка / С.И.
Ожегов.
М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961.-С .
486.
113

[Back]