Приморье, третья волна эмиграции белых войск шла сухопутным и морским путем из Дальнего Востока на юг этого государства. Эмиграция белых войск в Китай имела определенные отличия по сравнению с аналогичными процессами, происходившими в Европе. Это было связано с тем, что белоэмигранты шли не на пустое место. Наличие компактных мест поселенияроссиян в Трехречье, зоне КВЖД, Харбине, Шанхае и Синьцзяне привлекало эмигрантов. Там соблюдались традиции и обычаи дореволюционной России, отмечались православные праздники. Молодежь воспитывалась в духе антисоветизма и антибольшевизма, что приводило их к желанию бороться за потерянную родину с оружием в руках. В отличие от стран-Европы можно было быстрее найти работу, жилье, прокормить семью особенно^ в Трехречье, зоне КВЖД, Харбине и Шанхае. Приложив свой труд, интеллект, упорство и умение, освоив пустующие земли, белоэмигранты способствовали определенному развитию некоторых регионов Китая. Белоэмигранты после прибытия в Китай вынуждены были адаптироватьсяк иной этнокультурной' среде страны пребывания, но при этом стремились сохранить свой национально-культурный облик и образ жизни. Для этих целей они стремились компактно селиться в разных регионах Китая. В результате эмигрировавшие россияне сумели приспособиться к новой социально-экономической, политической и этнокультурной реальности. Несмотря на тяжелейшие первые годы в Китае, белоэмигранты продемонстрировали громадную жизненную силу, профессионализм, умение и способность выживать в неимоверно трудных условиях. Они возродили свою жизнь, напряженно трудились и постепенно обустраивались. За несколько лет белоэмигранты сумели встать на ноги, работая в сельском хозяйстве, промышленности, занимаясь торговлей или служа на флоте и в разных военных и полицейских формированиях. |
Осенью 1920 г. состоялась эвакуация казаков из черноморских портов в Турцию, Болгарию, Сербию, а также сухопутным путем в Польшу и ряд других стран Европы. Анализ показывает, что по сравнению с эмиграцией с северозапада России, при эвакуации из черноморских портов казаков было достаточно много. Это было связано с тем, что Гражданская война прокатилась по самым густонаселенным казачьим регионам Дона, Кубани, Волги и Терека, где проживало к 1914 г. около 2 млн. казаков. Одних только донских казаков и казачек эмигрировало за границу до 100 тыс. человек и примерно столько же было казаков с Кубани, Терека и Волги. До этого, в начале 1920 г., состоялся трагический переход уральских и оренбургских казаков в составе белых войск в Персию и Китай. Вторая крупная волна эмиграции казачества в составе белых войск происходила из Восточной Сибири и Дальнего Востока. По данным современных исследователей в Китай, Монголию и Персию эмигрировали всего около 0,5 млн. человек. Из них около 50 тыс. казаков и членов их семей выехали за пределы России в 1920-193 0-х годах. Проведенный анализ показывает, что всего примерно 250 тыс. казаков с членами своих семей эмигрировали в годы Гражданской войны и около 50 тыс. ушли за границу в ходе репрессий в 1920—1930-х годов. Эмиграция казачества в Европу шла через Константинополь и далее в Болгарию, Сербию, Чехию, Францию, Бельгию, Германию, Польшу, США, Канаду, Австралию, в страны Латинской Америки и Африки. Эмиграция казачества в Китай и Монголию имела определенные отличия по сравнению с аналогичными процессами, происходившими в Европе. Это было связано с тем, что казаки шли не на пустое место. Наличие компактных мест поселения русских в Харбине, зоне КВЖД, Трехречьи, Синьцзяне, живших по своим дореволюционным традициям, привлекало эмигрантов. Здесь соблюдались традиции и обычаи, отмечались православные праздники, молодежь воспитывалась в духе казачьих традиций, антисоветизма, антибольшевизма, что 270 |